Заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним ме

-
Новости

Заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним ме

08.10.2021
Заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним ме
8 октября 2021 года в Самаре на площадке государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» в онлайн-формате прошло заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью (далее – заседание) в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним медицинским образованием: проблемы и перспективы развития».

В повестке заседания были включены вопросы использования инновационных технологий в развитии сестринского персонала, вынесены на обсуждение доклады главных специалистов по управлению сестринской деятельностью в регионах, представляющие результаты практического опыта использования инноваций.

Открыл работу мероприятия доклад модератора заседания, главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующего кафедрой сестринского дела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. Двойникова С.И. на тему «Инновационные технологии в профессиональном развитии сестринского персонала».

В ходе доклада Сергей Иванович представил обобщающий опыт отдельных «пилотных» регионов страны по апробации и внедрению новых технологий в работе специалистов со средним медицинским образованием.

Докладчик проинформировал о взаимосвязи функций главного внештатного специалиста с показателями эффективности оказания медицинской помощи; взаимосвязи показателей качества медицинской помощи с ожидаемой продолжительностью жизни населения; этапах аудита региональных систем здравоохранения главным внештатным специалистом (камеральный этап, выездные проверки, формирование рекомендаций); программе непрерывного развития сестринского персонала в условиях медицинской организации; модернизации среднего медицинского и фармацевтического образования.

Сергей Иванович озвучил предпосылки разработки и внедрения инноваций в сестринскую практику: дефицит или нерациональная расстановка медицинских кадров; несвоевременность оказания медицинской помощи, низкое ее качество; удовлетворенность пациентов.

«Конструктор программ инновационного обучения – от потребности работодателя – через личностный и профессиональный рост сотрудника – до развития отрасли» – эту тему рассмотрела в своем докладе директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Кемеровской области «Кузбасский медицинский колледж», главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Сибирского федерального округа Иванова И.Г.

В своем докладе Ирина Геннадьевна подробно рассказала о проблемах целевого обучения специалистов со средним медицинским образованием, значении и содержании совместной работы образовательных и медицинских организаций.

Докладчик проинформировала, что в колледже создана электронная база программ дополнительного профессионального обучения, сформирована обеспечивающая система методического и организационного сопровождения инновационных процессов. У каждой медицинской организации создан электронный личный кабинет, в котором содержится перечень программ дополнительного профессионального обучения.

Докладчик отметила, что с медицинскими организациями – представителями работодателей введена практика заключения целевых договоров на переподготовку выпускников колледжа по второй специальности, с обязательным условием их трудоустройства у работодателя, но уже по второй специальности. Переподготовка выпускников осуществляется за счет средств работодателя.

Доклад на тему «Создание нового образа медицинского работника ФАП посредством внедрения современных технологий» представила главная медицинская сестра государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая больница №2», главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Тюменской области Швецова Н.С.

В своем докладе Наталья Семеновна ознакомила слушателей с результатами практического опыта региона по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению специалистами со средним медицинским образованием с применением инновационных технологий.

Докладчик рассказала о цифровизации и планировании работы на ФАП. Возможности SMART-ФАП: удаленный доступ к результатам диагностических исследований, запись на прием к врачу, ведение электронной карты пациента, выписка льготных рецептов и электронных листов нетрудоспособности, дистанционная передача ЭКГ и возможность консультации с врачом по видеосвязи.

Докладчик проинформировала о логистике транспортировки биоматериала, планировании работы, организации работы по раннему выявлению заболеваний на селе, организации подворовых обходов, профориентации и волонтерском движении, организации работы по оказанию неотложной помощи на селе.

Доклад «Современные подходы к управлению качеством и безопасностью медицинской деятельностью. Новые вызовы для среднего медицинского персонала многопрофильного стационара. Опыт работы Республики Татарстан» представила заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №7» г.Казани, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Республики Татарстан Губаева Л.Т.

В своем выступлении Луиза Талгатовна подробно остановилась на вопросах внедрения системы внутреннего контроля качества оказания сестринской помощи в регионе на примере многопрофильного стационара и акцентировала внимание на основных проблемах, возникающих со специалистами при введении данной системы.

Докладчик проинформировала о приказе Минздрава России от 07.06.2019 №381н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Докладчик подчеркнула, что качество и безопасность медицинской деятельности – это самооценка деятельности медицинской организации для совершенствования собственной системы оценки качества. Разработанная система добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности» позволяет руководителям медицинских организаций в рамках внутреннего контроля создать систему управления качеством и безопасности медицинской деятельности.

«Опыт взаимодействия медицинских и образовательных организаций в индивидуальных траекториях профессионального развития средних медицинских работников» – эту тему раскрыла в своем докладе директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Владимирский базовый медицинский колледж», главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Владимирской области Морозова И.М.

В ходе своего доклада Инна Михайловна рассмотрела различные аспекты взаимодействия образовательной и медицинской организации в рамках непрерывного профессионального развития специалистов и представила результаты практического опыта.

Докладчик озвучила современные требования к медицинским кадрам: профессионализм, аналитические и коммуникативные способности, способность к самообразованию и самосовершенствованию, соблюдение этики и деонтологии.

Докладчик проинформировала о принципах получения медицинских знаний в современных условиях; современной концепции образования; индивидуальной траектории профессионального развития и компонентах повышения квалификации индивидуального плана; первичной аккредитации выпускников профессиональных образовательных организаций Владимирской области; региональном учебно-методическом центре аккредитации, аттестации и непрерывного медицинского и фармацевтического образования; реализации индивидуальных траекторий профессионального развития специалиста.

Доклад «Принципы командной работы, как инновация в организации взаимодействия персонала отделения реанимации и интенсивной терапии» представил медицинский брат отделения реанимации и интенсивной терапии перинатального центра бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» Вербицкий С.Ю.

Сергей Юрьевич в своем докладе рассмотрел проблемы формирования команды в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии в современных условиях и представил алгоритм решения данных проблем, исходя из собственного практического опыта.

Докладчик рассказал, что наставничество – это форма профессионального становления и развития молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества профессиональной подготовки, знаний, умений и практических навыков, надлежащее исполнение своих должностных обязанностей, адаптацию в трудовом коллективе, ознакомление с особенностями работы в медицинской организации.

Докладчик подчеркнул, что личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.

С докладом на тему «Инновационные технологии в непрерывном профессиональном развитии специалистов со средним медицинским образованием в Камчатском крае» представила директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Камчатского края «Камчатский медицинский колледж», главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Камчатского края Пляскина И.В.

В своем докладе Ирина Валентиновна представила данные практического опыта внедрения инновационных технологий с целью профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в Камчатском крае и привела анализ основных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Докладчик рассказала, что программа федеральных государственных образовательных стандартов определяет, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Ирина Валентиновна проинформировала о видах современных образовательных технологий: когнитивные, сотрудничающие, контролирующие, мультимедийные, здоровьесберегающие.

Доклад «Внедрение инновационных подходов в работу сестринского персонала многопрофильной медицинской организации, как фактор улучшения качества оказания медицинской помощи пациентам» представила старшая медицинская сестра отделений нейрохирургического и сердечно-сосудистой хирургии государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» Юрова С.А.

В своем докладе Светлана Алексеевна подробно проанализировала различные аспекты инновационных подходов к непрерывному профессиональному развитию медицинского персонала края и актуализировала основные проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Докладчик озвучила приказы по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и рассказала о рейтинговой оценке деятельности сестринского персонала медицинской организации, научно-методической работе, а также управлением временем и планированием работы старшей медицинской сестры.

«Инновационная деятельность в Ивановском медицинском колледже» – эту тему рассмотрела в своем выступлении директор областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ивановский медицинский колледж», главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Ивановской области, к.м.н. Кудрина Т.В.

В своем докладе Татьяна Валентиновна поделилась опытом разработки и использования инновационных подходов в подготовке и профессиональном развитии специалистов со средним медицинским образованием и проанализировала основные проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Докладчик рассказала об инновациях, внедренных в образовательный процесс: электронный научный журнал, сайт «в кармане», сервер видео-конференций, электронный киоск, 3D-печать, факультативы и кружки по специальностям, обучающие видео-практикумы для студентов, вижион лабс.

Завершил работу заседания доклад «Опыт подготовки конкурентоспособных медицинских кадров в гибридной образовательной среде», который подготовили директор Института сестринского образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Самарской области по управлению сестринской деятельностью Карасева Л.А. и заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Мензул Е.В.

В ходе доклада Мензул Елена Владимировна представила информацию об особенностях профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в современных условиях.

Докладчик рассказала о классификации форм обучения, основанных на онлайн-деятельности; моделях гибридного обучения; технологиях, применяемых в гибридном обучении.

Докладчик отметила, что гибридная образовательная среда: обеспечивает условия для расширения интеллектуального потенциала будущего специалиста; оптимизирует распределение времени средств обучения; повышает эффективность обучения за счет интеграции средовых компонентов; развивает автономность студентов; повышает адаптацию к гибкому режиму работы; расширяет номенклатуру средств диагностики и контроля; реализует требование государственных образовательных стандартов высшего образования; мотивирует студента на самостоятельную работу.

В завершении заседания главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой сестринского дела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. Двойников С.И. подвел основные его итоги.