Опыт моделирования клинических ситуаций на симуляционном обучении, г. Чита

Профессиональный комитет по специальности «Сестринское дело в педиатрии (стационары)» (далее – комитет) Забайкальской региональной общественной организации «Профессиональные медицинские специалисты» подвел итоги результатов симуляционного обучения за второй квартал 2018 года.

За этот период комитетом было организовано обучение 288 специалистов из г. Чита и 29 специалистов из районов края посредством мастер-классов по видео-конференц-связи.

Задачей мастер-классов является воссоздание климата максимально приближенного к реальным условиям работы. Аппаратура, инструментарий, рабочая зона, время развития клинической ситуации позволяют адаптировать искусственные условия к атмосфере реальных событий. При этом специалисты обучаются умению управлять поставленными задачами; управлять ресурсами в кризисных ситуациях; принимать решения в стрессовой ситуации; проявлять качества лидера; взаимодействовать с пациентом, его родственниками, младшим медицинским персоналом и коллегами.

Из девяти предложенных сестринскому персоналу мастер-классов, самым востребованным был мастер-класс на тему «Проведение сердечно-легочной реанимации детям раннего возраста», на котором было обучено 104 специалиста.

В своей практической деятельности медицинские сестры нередко встречаются с состояниями, требующими проведения неотложной терапии. Характер и содержание неотложной помощи детям при различных клинических состояниях, часто представляющих собой непосредственную угрозу жизни, имеют свои определенные особенности.

При проведении мастер-классов для медицинских сестер по профилю «Педиатрия» теоретическая часть составила 20% времени обучения, а практические упражнения в группах – 80%. Мастер-классы были рассчитаны на группы не более 20 человек.

Основным преимуществом симуляционного метода обучения является безопасность. Клиническое моделирование позволяет в реальном времени сформировать навык практической работы медицинской сестры. Любая манипуляция имеет четкое отражение на состоянии симулятора пациента, что позволяет специалисту научиться предвидеть возможное развитие ургентной клинической ситуации у детей.

Диагностика исходного и достигнутого уровня знаний и практических навыков на мастер-классах включала в себя: изучение алгоритма базисной сердечно-легочной реанимации; освоение навыка непрямого массажа сердца у грудного ребенка, ребенка старше года, подростка; освоение навыка респираторной поддержки у грудного ребенка, ребенка старше года, подростка.

В настоящее время повышенный интерес к мастер-классам отмечается в связи с предстоящей аккредитацией специалистов среднего звена и обязательным включением данного вопроса в практическую часть при сдаче аккредитационного экзамена.