Профильные школы здоровья для детей с хроническими неинфекционными заболеваниями, г.Чита

В детском поликлиническом отделении №2 государственного учреждения здравоохранения «Детский клинический медицинский центр г. Читы» ведут работу профильные школы здоровья (далее – школы) по следующим направлениям: для детей с бронхиальной астмой; сахарным диабетом и родственников, ухаживающих за тяжелобольными детьми. Школы работают с 2015 года, а занятия проводятся врачами-педиатрами совместно с медицинскими сестрами.

Главной задачей, поставленной перед специалистами, было научить маленьких пациентов и их родителей контролировать заболевание, научить основам профилактики и здорового образа жизни.

Также необходимо было объяснить каждому пациенту, как можно победить болезнь, устранить ее симптомы, сохранить здоровье, снизить риск развития осложнений, а также обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья и по оказанию доврачебной помощи при обострении заболевания.

Школы были созданы силами старших медицинских сестер педиатрических отделений и были вызваны необходимостью обучения родителей и родственников, ухаживающих за детьми в рамках проекта «Координаторы здоровья» и выездной службы паллиативной помощи детям.

Программа обучения в школах строится из цикла структурированных занятий, продолжительностью около 30-45 минут каждое. Всего в цикле 4-5 занятий в зависимости от целевой группы в количестве не более 10 человек (в среднем 5-6), проводимые 1 раз в неделю для амбулаторных пациентов и ежедневно для детей, проходящих лечение в условиях дневного стационара.

Одним из основных требований является посещение всего цикла занятий, каждое из которых включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия имеют четкие инструкции по ведению.

Информационная часть занятий проводится в течение 10-15 минут. Активная часть занятий содержит работу с пациентами в форме вопросов и ответов, заполнения вопросников, обсуждения их результатов, обучение практическим навыкам (измерения глюкозы крови, пользования пикфлоуметром и др.). Занятия в группе позволяют пациентам и их родственникам обмениваться опытом и получать психологическую поддержку.

Для организации деятельности школ имеется все необходимое: приказ об организации школ с определением лиц, ответственных за организацию и проведение занятий; программы, конспекты и методические рекомендации для медицинских работников; «Журнал обучения пациентов в школе» установленной формы; журнал учета работы по медицинской профилактике формы 038/у-02, утвержденный приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» (раздел «школы здоровья»); ежемесячные и годовые отчетные формы по работе школ.

Для повышения эффективности проводимых занятий имеются наглядные пособия в виде таблиц, рисунков, слайдов, памяток и прочих материалов, которых достаточно для того, чтобы вручать каждому слушателю.

За 2018 год сестринским персоналом проведено 24 занятия, на которых было обучено 28 пациентов с сахарным диабетом, а также 40 человек с бронхиальной астмой.

В результате охват обучением больных детей составил 100% и у них уменьшилось количество приступов бронхиальной астмы. Все пациенты имеют приверженность к выполнению врачебных рекомендаций и отмечают повышение качества жизни.

За первое полугодие 2019 года в школе сахарного диабета было обучено 14 пациентов, школе бронхиальной астмы – 19 человек, школе родственников, ухаживающих за тяжелобольными детьми – 27 человек. Было проведено обучение родителей и пациентов навыкам ухода, умению пользоваться специальным оборудованием, средствами реабилитации и приемам оказания первой помощи.

Работа школ является одним из механизмов реализации прав пациента на здоровье, получение необходимой ему информации и является одним из видов образования населения, поэтому организация и их работа должны проводиться в обязательном порядке в каждой медицинской организации.

Правильно поставленное медико-гигиеническое обучение и воспитание пациентов следует рассматривать как одно из средств успешного их лечения, предотвращения осложнений и профилактику заболеваний.