Программа поэтапного непрерывного обучения для отработки навыков оказания неотложной помощи в Забайкальском краевом перинатальном центре, г. Чита

Акушерский стационар всегда был, есть и будет медицинским учреждением, где все специалисты, независимо от уровня образования обязаны четко знать и выполнять алгоритмы и протоколы оказания помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам, так как цена незнания или ошибки при оказании неотложной помощи может быть очень высокой. Речь идет об угрозе жизни матери и ребенка. Именно эти требования диктуют медицинским специалистам необходимость учиться в течение всей своей трудовой деятельности.

Основным образовательным ресурсом акушерок, медицинских сестер и фельдшеров являются курсы повышения квалификации, которые проходят один раз в пять лет.

С 01 января 2016 года сестринский персонал Забайкальского края получил возможность дополнительного медицинского образования с возможностью обучения на рабочем месте. Помимо этих учебных ресурсов, специалисты со средним медицинским образованием региона принимают участие в краевых научно-практических сестринских конференциях. Имеется возможность изучать методическую литературу, как в книжном, так и в электронном вариантах, которую предоставляет Забайкальская региональная общественная организация «Профессиональные медицинские специалисты» (далее – ЗРОО «ПрофМедСпец»).

Опыт работы в акушерском стационаре показывает, что практические навыки приобретаются в процессе оказания медицинской помощи пациентам методом проб и ошибок. Проблемой отработки практических навыков является то, что из этических соображений отсутствует возможность отрабатывать неотложную помощь непосредственно на пациентах. Поэтому в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Забайкальский краевой перинатальный центр», г.Чита разработана и внедрена программа поэтапного непрерывного обучения с целью отработки навыков оказания неотложной помощи. Данная программа включает: проведение обучающих семинаров и тренингов в течение года по заранее разработанному и согласованному плану; отработку навыков оказания сердечно-легочной реанимации в отделении анестезиологии и реанимации медицинской организации со сдачей зачетов; компьютерное тестирование в учебном классе и моделирование клинических неотложных ситуаций в каждом структурном подразделении.

В первое время не все специалисты отнеслись к данной программе обучения положительно. Некоторое говорили, что и так все знают и умеют, другие считали, что в процессе своей работы вряд ли встретятся с необходимостью оказания неотложной помощи. Оказалось, что чаще всего именно у этих специалистов с низкой мотивацией было больше всего трудностей в освоении алгоритмов сердечно-легочной реанимации и алгоритмов оказания неотложной акушерской помощи. Практика такого подхода показала, что недостаточно знать в теории протоколы оказания неотложной помощи, а необходимо еще регулярно повторять их на практике.

Особенностью проведения «ролевых игр» в медицинской организации является то, что дату, место (отделение) и ситуационную задачу заранее знают всего несколько человек, которые организуют «игру». Это дает возможность максимально приблизить решение задачи и выполнение необходимых действий и манипуляций к реальным событиям. В процессе реализации сценария проводится видеозапись и заполняется контрольный чек-лист. После окончания тренинга проводится дебрифинг, на котором разбирается каждый шаг, действие конкретного специалиста и работу в команде в целом. Составляется протокол проведения тренинга, в котором указывается: состав группы (наблюдатель, врачи, акушерки, санитарки или уборщицы); условия проведения; форма оказания помощи; ситуационная задача; последовательность действий персонала; замечания по проведению тренинга.

Год работы по данной программе показал, что отработка акушерских протоколов по оказанию неотложной помощи в условиях, максимально приближенных к реальным позволяет медицинским работникам без стрессов и риска освоить алгоритмы оказания неотложной помощи, оценить и отработать допущенные ошибки, проявить качества лидера и научится работать в команде.

Огромную помощь в реализации данной программы оказала ЗРОО «ПрофМедСпец», обеспечив возможность использования тренажеров, манекенов и фантомов из симуляционного центра.

Для отработки ситуационных задач сестринский персонал имеет возможность обратиться в ЗРОО «ПрофМедСпец» с просьбой выдать для временного использования тот или иной тренажер или фантом для отработки практических навыков на рабочем месте.

В симуляционном центре ЗРОО «ПрофМедСпец» имеется все необходимое оборудование, отвечающее современным требованиям для отработки практических навыков в акушерстве и неонатологии: манекен для приема родов, манекены новорожденных, манекен для отработки сердечно-легочной реанимации и многое другое.

Программа поэтапного непрерывного обучения для отработки навыков оказания неотложной помощи повышает профессионализм, грамотность акушерок и медицинских сестер, позволяет уберечь их от непреднамеренных ошибок и положительно влияет на качество оказания медицинской помощи в акушерском стационаре.