Симпозиум «От заявки до результата лабораторных исследований: роль и место специалистов со средним медицинским образованием», г.Санкт-Петербург

19 апреля 2019 года в конференц-зале отдела лабораторной диагностики федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России прошел симпозиум «От заявки до результата лабораторных исследований: роль и место специалистов со средним медицинским образованием» (далее – симпозиум).

Симпозиум был организован в рамках Международного научного конгресса «Многопрофильная клиника XXI века. Инновации в медицине – 2019» (далее – конгресс).

Организаторы конгресса: Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Региональная общественная организация «Врачи Санкт-Петербурга», Профессиональная Региональная Общественная Организация «Медицинских Работников Санкт-Петербурга».

Конгресс был посвящен широкому спектру научно-практических проблем современного здравоохранения, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, инновациям в практическом здравоохранении. В его работе приняло участие свыше 1000 специалистов из ведущих отечественных и зарубежных медицинских организаций.

На пленарном заседании и 17 симпозиумах конгресса выступили ведущие российские и зарубежные ученые, которые представили материалы о новых направлениях и технологиях работы различных специалистов, а также поделились опытом своей работы.

В рамках конгресса была развернута выставка современного медицинского оборудования, инструментария и расходных материалов.

Цель проведения симпозиума: обсуждение актуальных проблем в работе сестринского персонала, связанных с оказанием медицинской помощи в контексте обеспечения эпидемиологической безопасности; роли и места специалиста со средним медицинским образованием в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; взаимодействия специалистов сестринских специальностей и лабораторной диагностики; роли сестринского персонала на преаналитическом этапе лабораторной диагностики и стандартизации сестринских вмешательств.

Модераторами симпозиума выступили: главный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №1» И.В. Бубликова; президент Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга», доцент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», к.м.н. Г.М. Подопригора; заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», д.м.н. В.Л. Эмануэль; главная медицинская сестра клиники №2 федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России О.В. Шмотова; медицинский технолог отдела лабораторной диагностики федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России Т.И. Ханмагомедова.

Доклад «Медико-экономический анализ штатно-кадрового обеспечения выполнения лабораторных исследований различной категории сложности с учетом лицензируемых видов медицинской деятельности» представила ассистент кафедры клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» В.Н. Бибикова.

Виктория Валериевна озвучила основные функции среднего медицинского персонала клинико-диагностической лаборатории на преаналитическом этапе: взятие биологического материала; прием и регистрация полученных проб, поступивших на исследование, их проверка на соответствие необходимым требованиям, сортировка; выбраковка биологических проб, не пригодных к анализу; выполнение первичной пробоподготовки; подготовка лабораторной аппаратуры, реактивов, химической посуды, питательных сред, растворов, необходимых для проведения исследований; ведение необходимой документации (регистрация, записи в журналах, бланках результатов анализа и т.д.).

Докладчик проинформировала об ошибках преаналитического этапа лабораторного исследования: неверный контейнер (пробирка); недостаточное перемешивание образца после взятия; неправильный режим центрифугирования; неадекватные условия хранения; гемолиз in vitro.

Докладчик рассказала о результатах анализа кадрового обеспечения выполнения исследований разной категории сложности. В части требований к квалификации наблюдается дефицит менее квалифицированных работников, который проявляется в превышении среднего разряда работников над средним разрядом работ (уровнем сложности исследований). В части оплаты труда сложившаяся дифференциация в уровне оплаты труда специалистов не отражает взаимосвязь между квалификацией сотрудников и категориями сложности исследований.

Докладчик подчеркнула, что применение категорий сложности лабораторных исследований позволяет: оптимизировать штатную структуру клинико-диагностической лаборатории; повысить качество выполняемых исследований; привести работу клинико-диагностической лаборатории в соответствие с действующими нормативными документами; повысить эффективность системы управления клинико-диагностической лаборатории.

С докладом на тему «Профессиональный стандарт деятельности специалиста в области лабораторной диагностики со средним профессиональным образованием» выступила главный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №1» И.В. Бубликова.

Ирина Владимировна рассказала о трудовой функции «Выполнение клинических лабораторных исследований первой категории сложности». Трудовые действия включают: подготовку рабочего места и лабораторного оборудования; выполнение клинических лабораторных исследований первой категории сложности без оценки результатов в соответствии с профилем медицинской организации; передачу полученных результатов клинических лабораторных исследований первой категории сложности медицинскому технологу, химику-эксперту, биологу, врачу клинической лабораторной диагностики для дальнейшей оценки и интерпретации; обеспечение качества выполняемых клинических лабораторных исследований первой категории сложности на аналитическом этапе. Необходимые умения включают: определение последовательности необходимых лабораторных процедур и выполнение клинических лабораторных исследований первой категории сложности. Необходимые знания включают: аналитический этап клинических лабораторных исследований (технологии и методики выполнения клинических лабораторных исследований первой категории сложности); общие вопросы организации клинических лабораторных исследований в Российской Федерации.

Докладчик проинформировала о трудовой функции «Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме». Трудовые действия включают: оценку состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме; распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме; участие в оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти; применение лекарственных средств и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача; участие в транспортировке и медицинской эвакуации пациентов. Необходимые знания включают: методику сбора жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей); методику физикального исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания; правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации; лекарственные средства и медицинские изделия, применяемые при оказании медицинской помощи в экстренной форме; причины, стадии и клинические признаки терминальных состояний; способы транспортировки и медицинской эвакуации пациентов. Необходимые умения включают: распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме; оказание доврачебной медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти; применение лекарственных средств и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача; проведение базовой сердечно-легочной реанимации; проведение лабораторных экспресс исследований и функциональных исследований по назначению врача; обеспечение венозного доступа; участие в транспортировке и медицинской эвакуации пациентов; координация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

Доклад «Оптимизация взаимодействия специалистов среднего медицинского образования по горизонтальным и вертикальным связям с позиций системы менеджмента качества в медицинской организации» представил главный врач федерального государственного бюджетного учреждения «Консультативно-диагностический центр с поликлиникой» Управления делами Президента Российской Федерации, к.м.н., Г.А. Иванов.

Георгий Алексеевич рассказал, что система менеджмента качества лаборатории – это общее управление деятельностью, поставками и менеджментом ресурсов, процессами преаналитического, аналитического и постаналитического этапов, оценка и постоянное совершенствование деятельности. Политикой качества являются общие намерения и направления деятельности лаборатории, относящиеся к качеству, сформулированные руководством лаборатории.

Докладчик проинформировал о менеджменте медицинской организации. Вертикальная организационная структура – это такая структура управления организацией, при которой есть определенная иерархия, то есть низшие уровни управления подчиняются высшим уровням. Горизонтальная структура присуща компаниям, которые осуществляют децентрализованную координацию действий определенных единиц (сотрудников) соответствующих функциональных подразделений в ходе исполнения общих задач.

Докладчик говорил об оптимизации процесса коммуникации в интересах пациента, которая включает: доступность информации о лабораторных исследованиях на сайте организации; доступность информации о подготовке к анализам; возможность быстрой записи удобной для пациента способом (звонок в колл-центр, отправка электронного письма, онлайн-запись, посещение доврачебного кабинета); отсутствие очередей в процедурный кабинет; быстрое получение результатов удобным для пациента способом (по электронной почте, в личном кабинете МИС «Инфоклиника», в распечатанном виде); оперативная интерпретация результатов (использование телемедицины).

Докладчик рассказал, что оптимизация процесса коммуникации в интересах учреждения включает: контроль качества по закупкам; отслеживание остатков на складе и закупка оптимального количества расходных материалов; контроль качества образцов, предоставленных для исследования; сокращение затрат за счет использования аутсорсинга.

«Роль Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга» в объединении специалистов среднего и высшего образования в здравоохранении Санкт-Петербурга» – эту тему раскрыла в своем докладе президент Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга», доцент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», к.м.н. Г.М. Подопригора.

Галина Михайловна перечислила основные цели и направления деятельности Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга»: участие в проектах по модернизации сестринской помощи, программах обмена опытом, стажировках за рубежом, научно-практических конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах; организация ежегодного празднования Международного дня медицинской сестры и внедрение современных технологий ухода за пациентами.

Докладчик отметила, что информационная деятельность должна стать связующим звеном в работе каждой медицинской организации г. Санкт-Петербург. Информация о деятельности Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга», о реализованных программах и проведенных мероприятиях должна доходить до каждого члена организации. Эту информацию важно дополнять подробными отчетами о деятельности медицинских организаций. В свою очередь ключевые члены организации могут ее дополнять теми событиями, в которых они или другие медицинские сестры медицинских организаций приняли участие лично.

Докладчик подчеркнула, что широкое представительство в общественной организации означает, что: голос сильной организации звучит громче при переговорах о решении конкретных проблем медицинских сестер на любом уровне; организация участвует в работе других общественных объединений; признание профессионального объединения обществом – это большой шаг на пути признания профессии медицинской сестры; членство в организации прямо пропорционально влияет на будущее своей профессии.

Докладчик проинформировала о политике Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга»: каждый член ассоциации должен знать, что у него есть возможность влиять на принимаемые решения; должны поощряться инициативы публикаций сестринского персонала; ключевые члены ассоциации на местах являются защитниками интересов членов ее организации.

С докладом на тему «Образовательная миссия как базис формирования симбиоза клинического и лабораторного персонала» выступила заведующая кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», д.м.н. Н.П. Ванчакова.

Нина Павловна рассказала, что образование должно считаться услугой, оказываемой экономическому миру. Это процесс повышения квалификации и переквалификации согласно спроса рынка труда, меняющегося в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Докладчик проинформировала о феноменах, определяющих современное развитие образования. Мондиализм – стремление создать порядок, который стер бы различия между идеологиями (либеральная медицина и гуманная медицина). Фритредерство – направление экономической теории, провозглашающее свободу торговли и невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Форсайт – процесс построения будущего с использованием современных технологий (информационных, когнитивных и других).

Докладчик озвучила общие компетенции клинициста и врача лабораторной диагностики: развитие навыков анализа и критического мышления результатов исследования; демонстрация различных точек зрения и позиций; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости; формирование навыка совместного группового решения клинической задачи с участием специалистов лабораторной диагностики; выбор лучшего алгоритма в контексте возникшей задачи; повышение познавательного интереса к изучаемым дисциплинам и проблемам; развитие исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.

Доклад «Аккредитация по специальности «Лабораторная диагностика» 2018, сложности и перспективы» представила преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №3» Н.А. Ницца.

Надежда Анатольевна проинформировала, что аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности, либо фармацевтической деятельности. 

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017г. №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», должны пройти первичную аккредитацию.

Докладчик рассказала, что тестирование будет проводиться с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из единой базы оценочных средств, формируемой методическим центром аккредитации специалистов.

Докладчик отметила, что оценка практических навыков (умений) будет проводиться с использованием симуляционного оборудования. Оцениваться будут правильность и последовательность выполнения.

Доклад «Внутренний аудит преаналитического этапа в многопрофильном стационаре» представил врач клинико-диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская многопрофильная больница №2» С.Н. Исаев.

Сергей Николаевич проинформировал, что единый процесс проведения лабораторных исследований общепринято делить на три этапа: преаналитический, аналитический и постаналитический. Преаналитический этап частично проводится вне лаборатории и включает: прием пациента врачом и назначение необходимых лабораторных исследований; заполнение бланка заявки на анализы; получение пациентом инструкций у врача или медицинской сестры об особенностях подготовки к сдаче анализов или сбору биологического материала; взятие проб биологического материала у пациента в процедурном кабинете; доставку биологического материала в клинико-диагностическую лабораторию. Эта важнейшая часть преаналитического этапа. Она полностью находится в компетенции врача-клинициста, но в еще большей степени в компетенции медицинской сестры. Преаналитический этап занимает достаточно много времени в едином  процессе выполнения лабораторных исследований. Появление даже незначительных ошибок  на преаналитическом этапе неизбежно приводит к искажению качества окончательных результатов лабораторных исследований.

Докладчик отметил, что аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества.

Докладчик подчеркнул, что преаналитический этап лабораторных исследований является важнейшим. В клинико-диагностической лаборатории ему уделяется повышенное внимание. Для поддержания надлежащего уровня преаналитического этапа в клинико-диагностической лаборатории проводятся регулярные практические занятия с медицинскими сестрами медицинской организации.

С докладом на тему «Стабильность аналитов клинической химии – мифы и реальность» выступил доцент кафедры клинической лабораторной диагностики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», заведующий отделом экстренных исследований клинико-диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская многопрофильная больница №2», к.м.н. А.С.  Пушкин.

Александр Сергеевич рассказал, что клинико-лабораторные исследования несут до 70% необходимой информации для принятия клинического решения. 79 кардиологов и онкологов были опрошены в США и Германии. Результаты лабораторных исследований приводили к значимым клиническим решениям у 66% пациентов. Доля расходов на лабораторную медицину от общих на здравоохранение составляет 2,3% и 1,4% в США и Германии соответственно.

Докладчик проинформировал, что условия хранения образцов биологических материалов, взятых у пациентов, определяются стабильностью в этих условиях искомых аналитов. Максимально допускаемая нестабильность, выраженная в процентном отклонении результата после хранения от исходного уровня, не должна превышать половины размера общей ошибки определения, рассчитываемой из суммы биологической и аналитической вариации данного аналита. Максимально допускаемое время хранения измеряется периодом времени, в течение которого в 95% образцов содержание аналита сохраняется на исходном уровне.

Докладчик отметил, что некоторые аспекты аналитической процедуры оказываются за пределами мероприятий по контролю качества управления, так как находятся за пределами типичного аналитического процесса. Такие ошибки могут возникать вследствие биологической вариации, систематической ошибки и интерферирующих веществ. Интерференция – это эффект вещества, присутствующего в образце, который влияет на правильность получаемого результата. Интерференция может приводить к получению ложного результата, который не отражает состояние in vivo.

Докладчик говорил, что гемолиз образца не должен просто отвергаться лабораторией. Предупреждение клиницистов о гемолизе позволяет выявить и исключить гемолиз in vivo в ситуациях, требующих безотлагательного вмешательства. Основные причины гемолиза in vivo: острое отравлением этанолом; трансфузионные реакции; некротическо-геморрагический панкреатит; рабдомиолиз от чрезмерной дозы медикаментов.

Докладчик рассказал, что липемия определяется как мутность, видимая невооруженным глазом в исследуемых образцах. Наиболее частой причиной липемии является повышенная концентрация триглицеридов. Без липемических образцов обойтись невозможно, так как повышенная концентрация липидов нередко является производной различных болезненных состояний: сахарный диабет, употребление алкоголя, хроническая почечная недостаточность, панкреатит и т.д.

«Тонкости лабораторной диагностики в многопрофильном стационаре: на примерах клинико-диагностической, микробиологической и гистологической лабораторий» – эту тему рассмотрели в своем выступлении старшие медицинские сестры лаборатории бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная клиническая больница №2», г. Череповец И.В. Аристова, Э.Б. Кудряшова и И.А. Кулинич.

В докладе было рассказано, что лаборатория является одним из структурных подразделений медицинской организации. Здесь проводится диагностика острых кишечных, гнойно-септических, воздушно-капельных, вирусных, некоторых паразитарных и природно-очаговых заболеваний, а также санитарно-бактериологические исследования. Лаборатория имеет лицензию на право работы с возбудителями 3-4 групп патогенности. Штат лаборатории – это коллектив, численностью 38 человек, среди которых 7 врачей, 17 лаборантов, медицинский регистратор и 13 сотрудников младшего медицинского персонала в должности мойщиц лабораторной посуды.

Было отмечено, что микробиологическая лаборатория является режимным объектом, поэтому требует строгого соблюдения правил техники безопасности и санитарно-противоэпидемического режима, так как любой поступающий в лабораторию материал может содержать как условно-патогенные, так и патогенные микроорганизмы.

В ходе выступления были озвучены задачи лаборатории: обнаружение возбудителя, определение его родовой и видовой принадлежности, определение чувствительности выделенного микроорганизма к антимикробным препаратам. Эффективность диагностики инфекционных заболеваний невозможна без проведения комплекса лабораторных исследований и определяется правильностью выбора исследуемого материала, соблюдением правил его взятия и транспортировки.

В докладе было отмечено, что в случае подозрения на анаэробную инфекцию, необходимо обеспечить быструю доставку биологического материала, максимально исключив контакт взятых образцов с кислородом. В качестве транспортной среды можно использовать тиогликолевую или Кэри-Блейра. Любой нативный материал без транспортной среды или отделяемое, должны быть доставлены в лабораторию в течение двух часов от момента забора. Для расшифровки инфекционных заболеваний применяются микроскопический, бактериологический и иммунодиагностический методы исследования. Одним из методов диагностики является микроскопический – это изучение окрашенных мазков, то есть изучение морфологии возбудителя. Особенности морфологии играют значительную роль в постановке диагноза, однако этот метод не позволяет поставить диагноз, так как для того, чтобы различить сходные по морфологии возбудители, их нужно получить в чистой культуре, применяя бактериологический метод исследования. 

Докладчики подчеркнули, что у лаборатории имеется большой потенциал, дающий возможность развивать свою деятельность в помощь врачам лечебной сети и эпидемиологической службе. Качество оказания медицинской помощи пациенту зависит от слаженной работы разных подразделений медицинской организации, в том числе и клинико-диагностической лаборатории. Знание особенностей сбора биологического материала, профессиональное владение методикой его взятия, понимание важности выполнения данной процедуры является необходимой составляющей получения качественных результатов.

Доклад «Союз клинического и лабораторного персонала многопрофильного стационара – залог качества оказания медицинской помощи» представил заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова», д.м.н. В.Л. Эмануэль.

Владимир Леонидович проинформировал, что лаборатория – это диагностическое отделение учреждения здравоохранения, в котором in vitro исследования разнообразных биологических проб формируют лабораторные симптомы, синдромы и не редко диагноз.

Докладчик рассказал, что клиническая лабораторная диагностика является: междисциплинарной медицинской специальностью, формирующей лабораторный и клинический  диагнозы на основе объективной информации о состоянии организма человека, полученной с помощью  исследований состава и свойствах биологических материалов; высокотехнологичным лицензируемым видом медицинской деятельности; межведомственной сферой профессиональной деятельности, обуславливающей комплексный кадровый паспорт специальности: медицинской, биологической, химической, инженерно-технической, маркетинговой направленности; самостоятельной научной специальностью в сфере фундаментальных и прикладных исследований, трансляционный характер которых является основой для смены парадигмы здравоохранения в отрасль, основанную на принципах профилактической, предсказательной, прецизионной и персонализированной медицины.

Докладчик говорил о парадигмах кадровой политики: преимущественное штатное обеспечение службы средними медицинскими работниками (медицинскими технологами) и технологами высшей квалификации (биологи); подготовка высоко квалифицированных врачей in vitro диагностики – «врачей-патологов» на МБФ и в ординатуре медицинских ВУЗов; непрерывное образование клинического персонала по лабораторной медицине.

Докладчик подчеркнул, что в корпоративных отношениях главным является бережное отношение друг к другу, ясное видение конечной цели и движение к ней самым коротким путем ради всеобщего блага.

В завершение симпозиума был организован открытый микрофон, где участники активно высказывали свое мнение о проведенном симпозиуме и делились предложениями по дальнейшей работе.