Традиции наставничества сестринского персонала в Забайкальском крае

В 2012 году по инициативе президента Забайкальской региональной общественной организации «Профессиональные медицинские специалисты» В.А. Вишняковой на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Краевая больница № 4» г. Краснокаменск Забайкальского края (далее – ГАУЗ КБ №4) стартовала программа «Наставничество» (далее – программа), которая и сегодня очень востребована и успешно реализуется.

Благодаря совместной работе с Забайкальской региональной общественной организацией «Профессиональные медицинские специалисты» (далее – ЗРОО «ПрофМедСпец»), программа была оценена и поддержана медицинскими организациями региона. Специалисты среднего звена делились опытом внедрения программы не только в больницах Забайкальского края, но и за его пределами. В 2014 году в г. Санкт-Петербург на Всероссийской научно-практической сестринской конференции с международным участием был представлен доклад по теме развития традиций наставничества. Специалисты ГАУЗ КБ №4 также делились опытом по данной теме в журналах «Главная медицинская сестра» и «Сестринское дело».

Основные цели программы: помощь в социально-психологической и профессиональной адаптации молодых специалистов в подразделениях ГАУЗ КБ №4; обучение и передача опыта профессиональных умений и навыков с использованием рабочего места; адаптация молодых специалистов в больнице.

Программа включает следующие этапы: подбор кандидатуры наставника; разработка плана работы с молодыми специалистами; составление графика совместной работы; оценка качества совместной работы; проведение ранжирования среди наставников и молодых специалистов; проведение конкурса «Лучший наставник»; представление молодых специалистов на аттестации для получения квалификационной категории.

В ходе внедрения и реализации программы каждый ее этап тщательно анализируется и корректируется на протяжении первых месяцев работы.

Наставничество представляет собой динамичное партнерство. Молодой специалист в ходе взаимоотношения со своим наставником делится с ним своей личной информацией и взамен ему предоставляется информация и поддержка для развития карьеры, психологическая помощь и дружба со стороны старшего коллеги.

Наставник оценивает работу своего подопечного и обучает эффективному поведению и необходимым навыкам посредством процесса ролевого моделирования. Благодаря своему наставнику, он получает признание и положение в организации, возможность проявить себя и быть замеченным вышестоящим руководством, что в значительной степени может способствовать дальнейшему продвижению по служебной лестнице.

Главными требованиями по подбору кандидатуры наставника являются способность передавать свои знания, иметь желание обучать своего подопечного и иметь высшую квалификационную категорию.

Наставниками составляется план занятий с молодыми специалистами, который включает не только плановые занятия, но и внеплановые, необходимость которых возникает в ходе совместной работы. Проводится анкетирование наставников и молодых специалистов. Составляются мини-отчеты о проделанной работе.

Важным этапом программы является подбор рабочего графика специалистов, который необходимо соблюдать для того, чтобы специалисты работали в паре и была успешная профессиональная адаптация на новом месте.

По результатам итоговых отчетов и анкетирования было выявлено, что в начале своей совместной работы наставники воспринимают своих наставляемых как студентов-практикантов и не доверяют им. Молодые специалисты во всем полагаются на опыт своих наставников и не проявляют должной активности, но спустя первые три месяца совместной работы видны результаты их успешной деятельности. Дистанция между коллегами сокращается, а отношения выходят на новый уровень общения – более профессиональный и дружеский, скованность и недоверие уходят. 

Не менее важной является оценка качества работы молодого специалиста и его наставника, благодаря которой можно наглядно оценить их совместную деятельность. Успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки, поскольку в работе наставника очень многое зависит от самого сотрудника, поэтому нужно оценивать не только результат, но и усилия по его достижению.

Результаты ранжирования наглядно демонстрируются в отделениях ГАУЗ КБ №4, что также положительно отражается на дальнейшей деятельности специалистов, ведь видя свои результаты, наставники и молодые специалисты все время стремятся улучшить показатели своей работы. Наставники не хотят уступать своим опытным коллегам, а молодые специалисты не хотят подвести своего учителя.

Учебно-методическим центром ГАУЗ КБ №4 была организованна «Школа наставника», которая направлена на предоставление опытным медицинским специалистам возможность обучиться необходимыми профессиональными умениями и навыками по овладению психолого-педагогическими техниками, что дает возможность расширить границы их профессиональной компетентности, мастерства и культуры. В план занятий обязательно включаются тренинги с психологом. Как правило, это самые интересные и увлекательные занятия. Сестринский персонал их очень любит и с удовольствием посещает.

Заключительным этапом программы является аттестация молодых специалистов для получения квалификационной категории, где наставники представляют своих наставляемых аттестационной комиссии.

Совместная работа молодых специалистов и наставников длится в течение трех лет. За время совместной работы наставники полностью берут обязательства по профессиональному становлению молодых специалистов. По истечению данного периода специалисты становятся полноценными коллегами с достаточным багажом знаний, необходимым для самостоятельной работы. Аттестационной комиссией всегда отмечается высокий практический и теоретический уровень знаний специалистов, участвующих в программе.

Помимо аттестации, молодые специалисты успешно участвуют в профессиональных конкурсах «Лучший по профессии» по различным специальностям на краевых и межрайонных научно-практических конференциях для специалистов среднего звена, организаторами которых являются профессиональные комитеты ЗРОО «ПрофМедСпец». С 2014 года в конкурсах профессионального мастерства участвовало десять молодых специалистов, из них шесть человек стали призерами. Заслуженные победы являются доказательством эффективности программы.

Развитие наставничества в медицинских организациях способствует повышению теоретической подготовки медицинских сестер, совершенствованию практических умений, повышению качества сестринской помощи и престижа профессии, укреплению корпоративного духа в коллективе.