Инновации в службе скорой медицинской помощи Чувашской Республики

В 2018 году в Чувашии организована единая служба медицины катастроф и скорой медицинской помощи с единым Call-центром. Все рабочие места в оперативном отделе и в диспетчерских компьютеризированы, оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов.

Единая диспетчерская служба – это инструмент для быстрого реагирования при чрезвычайных ситуациях. Интеграция с системой 112 позволила диспетчеру службы медицины катастроф своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации и эффективно координировать силы и средства, мгновенно обмениваться информацией с другими ведомствами, осуществлять онлайн контроль за бригадами, оптимизировать маршруты для оказания помощи при COVID-19.

С 1 апреля 2018 года прием вызовов по Чувашской Республике осуществляется централизованно в г. Чебоксары и автоматически распределяется по бригадам скорой медицинской помощи.

Механизм автоматического распределения вызовов включает: поступление вызова, поиск свободных бригад, поиск бригады с наименьшим количеством вызовов, поиск бригады с наибольшим временем ожидания. Благодаря этому исключен территориальный принцип оказания помощи, создано единое эффективное управление при чрезвычайной ситуации.

Информация о звонках в единый Call-центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф отображается на информационном табло с указанием: времени разговора с пациентом; количеством звонков, находящихся в очереди; количеством ответов на звонки; времени ожидания ответа в очереди. 

По результатам 2020 года, не смотря на увеличение нагрузки, менее, чем за 30 секунд в службу 103 дозванивается 80% вызывающих (97,1% до пандемии).

Количество звонков в службу 103 в 2020 году составило 756 510 и увеличилось на 33%, в 10 раз увеличилась нагрузка на одного оператора, максимальное количество принятых звонков за сутки составило 4 777.

С 1 декабря 2020 года в систему поступает информация о коечном фонде по каждой медицинской организации, врачи круглосуточно отслеживают ситуацию. Организовано резервное подразделение оперативного отдела, что обеспечило возможность создания заявки от лечебных учреждений Чувашии на межгоспитальную эвакуацию.

Взаимодействие с региональной медицинской информационной системой (РМИС) осуществляется путем передачи информации: об обслуженном вызове в РМИС для формирования электронной медицинской карты пациента; о результате доставки пациента в стационарное лечебное учреждение; о вызовах с неотложными поводами на обслуживание в структуры неотложной помощи поликлиник Чувашской Республики; о необходимости активного посещения пациента врачом поликлиники; данных сопроводительного листа; о свободных койках в отделениях медицинских организаций.

Служба скорой медицинской помощи и медицины катастроф Чувашской Республики оснащена автоматизированной системой управления «Скорая помощь» (АСУ «Скорая помощь»), которая позволяет обеспечивать непрерывную медицинскую помощь, осуществлять контроль качества оказания медицинской помощи, постоянно ее совершенствовать. Многофункциональная медицинская система позволила автоматизировать администрирование, кадровую работу, планировать бюджет, управлять складом и решать многие другие задачи.

Внедрение АСУ «Скорая помощь» сократило время обработки вызова оператором службы «03», упростило схему обеспечения бюджетного учреждения «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения с возможностью контроля их движения от момента поступления в медицинскую организацию до получения их пациентом.

АСУ «Скорая помощь» для бригад СМП позволила: обеспечить медицинских работников возможностью использования современных информационных технологий и избавить их от тяжелой и затратной по времени бумажной работы, дублирования вносимой информации, а также повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи.

Были внедрены: телефония с автоматическим заполнением номера телефона вызывающего; мобильные АРМ (автоматизированные рабочие места). Это позволило лучше координировать работу специалистов, сократить время на рассмотрение анамнеза и принятие решения. К электронной карте вызова стало возможным прикрепить фото-, аудио-, видео-информацию, касающуюся данного случая (результаты обследования, фотографию раны, обстановки, номера автомобиля в случае ДТП и т.д.); картография, которая позволила осуществлять контроль статуса и местоположения мобильных АРМ в картографической подсистеме и обеспечила возможность просмотра и выбора кротчайшего пути к пациенту; система 112 – голосовая связь и передача карточек происшествий.

Благодаря интеграции программы АСУ с системой 112 были достигнуты следующие цели: обеспечение своевременного реагирования на чрезвычайную ситуацию и эффективной координации сил и средств; осуществление мгновенного обмена информацией.

Интегрированная подсистема «Санавиация» позволила проводить: мониторинг «тяжелых» пациентов в медицинских организациях, телемедицинские консультации, координировать запланированные заявки на вылеты и формировать отчеты и статистические данные.

Использование АСУ «Скорая помощь» позволило  повысить оперативность работы службы скорой медицинской помощи за счет сокращения времени приема вызова и передачи его бригаде, снизить количество ошибок диспетчеров, повысить качество обслуживания, оптимизировать работу санитарного автотранспорта (сократить эксплуатационные расходы и более эффективно использовать имеющийся автопарк), повысить эффективность взаимодействия с другими оперативными службами и медицинскими организациями, анализировать работу службы и состояния здоровья обслуживаемого населения в различных разрезах, повысить качество управленческих решений за счет своевременного получения объективной и полной информации.