«Школа ухода», как важный инструмент в создании системы долговременного ухода, г. Санкт-Петербург

-
Новости

«Школа ухода», как важный инструмент в создании системы долговременного ухода, г. Санкт-Петербург

28.03.2023
«Школа ухода», как важный инструмент в создании системы долговременного ухода, г. Санкт-Петербург

Социальная служба Санкт-Петербурга находится на пороге внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Среди приоритетных направлений развития сферы социального обслуживания – необходимость развития ухода на дому.

В 2021 году Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района» вступил в Ассоциацию профессиональных участников системы долговременного ухода. Перед коллективом Центра была поставлена задача – совершенствовать систему долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами через применение новых технологий. За основу взяли профилактический подход, комплексную реабилитацию, синхронное взаимодействие всех структур и внедрение стационарозамещающих технологий, в т.ч. развитие служб сиделок и поддержку родственного ухода. Целью такой работы является максимально возможное продление автономной жизни граждан пожилого возраста в привычных для них условиях собственного дома, поддержка психологического комфорта.

С 2019 года в учреждении внедряется система родственного ухода, работает Школа долговременного ухода «Забота о близких».

Идея создания Школы родственного ухода в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района» пришла в ходе работы. Это было обусловлено несколькими причинами. В рамках развития системы долговременного ухода с открытием служб сиделок потребовалась помощь сотрудникам по организации работы. Появились обращения от населения и родственников подопечных по аспектам ухода не только социально-бытового характера, но и психологического, медицинского. Так, на базе одного из специализированных отделений социально–медицинского обслуживания на дому, была создана Школа долговременного ухода «Забота о близких». Руководитель школы – Моденова Елена Владимировна, заведующая специализированным отделением социально-медицинского ухода на дому, которая имеет высшее медицинское образование по специальности «Управление сестринской деятельностью».

Что такое Школа ухода? Можно сказать, что это комплекс мероприятий, направленных на информирование, консультирование и обучение, психологическую поддержку лиц, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию.

Кроме того, Школа ухода – это технология, которая позволяет по-разному выстраивать работу, удовлетворять запросы различных категорий лиц и совершенствоваться в рамках своей непосредственной деятельности, отвечая требованиям развития системы долговременного ухода в целом.

Основная цель, которая была поставлена при планировании и проведении занятий: повышение качества жизни маломобильных граждан пожилого возраста и инвалидов за счет создания условий для комфортного и длительного проживания в стенах родного дома.

Основные задачи, которые были решены благодаря занятиям в Школе: информировать и консультировать получателей услуг и лиц, осуществляющих уход, по вопросам социальной поддержки и помощи; повысить уровень знаний родственников и лиц, осуществляющих уход, в части осуществления общего ухода на дому; улучшить систему ухода на дому за гражданами пожилого возраста и инвалидами, мотивируя на объединение работников Центра и родственников; сопровождать получателей социальных услуг и лиц, осуществляющих уход по вопросам психологической поддержки и использования технических средств реабилитации; повышать профессиональный уровень специалистов учреждения.

Школа ухода «Забота о близких» для родственников – это еще и шанс высказаться, поделиться друг с другом, почувствовать огромную поддержку со стороны участников школы.

Занятия проходят в различных формах:

1. Стационарно. К проведению занятий в Школе привлекаются высококвалифицированные специалисты из сфер здравоохранения и образования. Обучение включает в себя изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за маломобильными пожилыми гражданами. Для проведения занятий сформирована мультидисциплинарная команда, в состав которой входят: врач, медицинские сестры, психологи, юрисконсульты, специалисты по социальной работе. Привлекаются квалифицированные специалисты из сфер здравоохранения и образования.       Периодичность групповых занятий 1-2 раза в месяц. Численный состав участников групповой работы – не более двадцати человек. Участие в обучении добровольное. Формирование группы ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Заведующими отделениями проводится оповещение родственников и других лиц, осуществляющих уход, о теме занятия, в том числе сотрудников. На сайте учреждения и в группе ВК проходит анонс мероприятия, поэтому посетить занятие могут все желающие.

2. Индивидуальное консультирование. Осуществляется медицинскими сестрами и социальными работниками отделения социального обслуживания на дому непосредственно по месту оказания социальных услуг, может осуществляться и в учреждении. Консультации даются как обслуживаемым гражданам, так и лицам, осуществляющим уход за ними (родственники, соседи, знакомые). Также индивидуальное консультирование осуществляют психолог, юрисконсульт, специалисты срочного социального обслуживания, в т.ч. службы проката технических средств реабилитации. У индивидуального консультирования, несомненно, есть преимущества перед групповым обучением. Родственники и иные ухаживающие лица могут получить конкретные необходимые сведения, освоить практические навыки ухода под присмотром медицинской сестры и социального работника. Сотрудники учреждения по месту жительства получателя социальных услуг показывают, как правильно менять постельное и нательное белье, осуществлять гигиенический уход, поворачивать тяжелобольного.

3. Дистанционное консультирование посредством телефонной связи, видеосвязи, онлайн-консультации.

Обучающие темы занятий Школы: «Основы геронтологии и гериатрии»; «Психологические особенности общения с гражданами пожилого возраста»; «Основы рационального питания»; «Основные болезни, их профилактика (гипертония, криз, сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт, стенокардия, кровотечение и т.д.)»; «Методы контроля изменений состояния здоровья граждан пожилого возраста»; «Принципы общего ухода. Современные гигиенические средства»; «Оказание паллиативной помощи на дому»; «Простейшие медицинские манипуляции в домашних условиях»; «Профилактика образования пролежней»; «Подбор и использование технических средств реабилитации»; «Деменция. Профилактика снижения когнитивных функций»; «Оказание первой доврачебной помощи».

Положительное значение в организации работы Школы ухода имеет налаженное межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения и образования, такими как: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Психоневрологический диспансер №8 Московского района», отделение выездной патронажной службы Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница №28 «Максимилиановская», Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждения здравоохранения «Городской гериатрический медико-социальный центр», поликлиническими отделениями Московского района и федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» и др. Никто лучше специалиста не расскажет и не покажет конкретную тему обучения. Так, например, в рамках Школы ухода прошли занятия с приглашением специалистов:

1. Основы рационального питания. Занятие провел практикующий врач-терапевт Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская больница №26». Рассмотрены вопросы по соблюдении диеты при сахарном диабете, ожирении, сердечно-сосудистых заболеваниях.

2. Психология общения с пожилыми людьми. Особенности психологического и нравственного общения. Занятия провел к.б.н., доцент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова». Слушателям предложены практические советы по взаимодействию и общению с пожилыми людьми.

3. Предоставление гигиенических услуг на дому. Мастер-класс по обучению практическим навыкам предоставления гигиенических услуг провели медицинские сестры, представитель фирмы «ТЭНА».

4. Профилактика образования пролежней. Лечение. Занятие провел врач-хирург Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №51».

5. Инсульты. Лечение. Профилактика. Занятие провел врач-невролог Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №51».

6. Остеопороз. Профилактика падений. Занятие провел врач-терапевт, специалист по остеопорозу, к.м.н. ассистент кафедры госпитальной терапии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова».

7. Оказание помощи выездной патронажной службой. Врач-паллиатор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница №28 «Максимилиановская» рассказала о помощи пациентам, которую могут предоставить специалисты выездной патронажной службы.

Необходимо отметить важную роль Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга» и федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» по обучению сотрудников, осуществляющих уход. За 3 последних года обучение на базе университета им И.И. Мечникова прошли 53 сотрудника учреждения. Преподаватели университета провели несколько обучающих занятий по социально-медицинским аспектам обслуживания пожилых граждан на базе Центра в т.ч. по темам: «Оказание социально-медицинских услуг маломобильным гражданам на дому», «Оказание доврачебной помощи на дому».

По результатам работы Школы ухода, следует заметить, что из года в год популярность Школы ухода среди населения растет. Так, в 2022 году посетили занятия в Школе 130 человек, из них 24 родственника, осуществляющие уход. Консультирование по социально-медицинским вопросам получили 183 получателя социальных услуг. Для 39 человек проведено обучение на дому. Опыт показывает, что занятия Школы ухода востребованы и результативны.

Так, например, в Комплексный центр обратился мужчина по вопросу организации ухода за маломобильной мамой, имеющей пролежни. Медицинской сестрой осуществлен выход на дом. Консультация проводилась на основании осмотра и выявления социально-медицинских проблем. Проведена совместная беседа с мамой и сыном, даны рекомендации по вызову врача-хирурга на дом, проведено обучение сына общему уходу, дана информация по выездной патронажной службе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница №28 «Максимилиановская». В результате, женщина принята на социальное обслуживание, получены рекомендации хирурга по профилактике и обработке пролежней, организована работа выездной патронажной службы.

В конце 2022 года был проведен опрос родственников и иных лиц, осуществляющих уход, в результате которого было выявлено, что наиболее удобной формой обучения является дистанционное обучение. Такая форма обучения востребована у 50% опрошенных, 40% опрошенных предпочли бы посещать групповые занятия, но по интересующим их темам, а не полным тематическим курсом. Свое решение респонденты объясняют высокой занятостью.

На основании полученной информации в 2023 году начата работа по совершенствованию и развитию дистанционной системы родственного ухода через создание и публикацию обучающих видео, методических рекомендаций по уходу.

Результатами работы Школы ухода является:

Для маломобильных пожилых граждан и инвалидов: улучшение жизнедеятельности и ухода на дому; максимально возможное пребывание в домашних условиях.

Для родственников и иных лиц, осуществляющих уход: повышение уровня знаний в части осуществления общего ухода; получение поддержки от квалифицированных специалистов (в т.ч. в дистанционном режиме).

Для сотрудников Центра: повышение профессиональных навыков и компетенций.

Для профессионального сообщества: трансляция полученного опыта для других специалистов посредством выступления на платформах различного уровня.

Занятие по правилам безопасного перемещения проводит Моденова Е.В. – заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», член Профессиональной Региональной Общественной Организации «Медицинских Работников Санкт-Петербурга».

Обучение использованию технического средства реабилитации проводит Серебрякова Е.А. – специалист по социальной работе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района».