Профессиональные компетенции среднего медработника в рамках охраны здоровья детей и подростков /Уфа/

-
Новости

Профессиональные компетенции среднего медработника в рамках охраны здоровья детей и подростков /Уфа/

15.09.2023
Профессиональные компетенции среднего медработника в рамках охраны здоровья детей и подростков /Уфа/
14 сентября в Центре повышения квалификации города Уфы прошла Региональная конференция «Профессиональные компетенции среднего медицинского работника в рамках охраны здоровья детей и подростков».
Удаленно в мероприятии участвовало 80 человек и 75 присутствовало в конференц-зале Центра повышения квалификации.

Открыла мероприятие главный внештатный специалист по УСД Минздрава РБ Ирина Засыпкина.

После приветствия началась рабочая часть конференции, на которой были представлены доклады специалистов.

«Организация работы фельдшера (медсестры) образовательного учреждения» стала темой доклада старшего фельдшера отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники Городской больницы № 1 г. Октябрьский Татьяны Рыжковой. Она подробно остановилась на функциональных обязанностях фельдшера/медсестры образовательного учреждения. Были озвучены задачи: оказание обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме; участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения; проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней; участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров несовершеннолетних; взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинской организации и психологами и педагогами образовательной организации по вопросам профессиональной пригодности несовершеннолетних; информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья обучающихся; работа по санитарно-гигиеническому просвещению; анализ выполнения ежемесячного плана профилактических прививок и многое другое.

Врач-педиатр Детской поликлиники № 5 г. Уфы Неля Гафарова сделала доклад на тему «Психологические особенности детского и подросткового возраста. Роль фельдшера (медсестры) образовательного учреждения в снижении дезадаптации к школе у детей 6-7 лет».

- Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет, - начала свое выступление докладчик. - Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Течение адаптации у первоклассников, прежде всего, оценивается по выраженности и продолжительности невротических явлений. Критериями завершения адаптации школьников считают стойкую стабилизацию эмоционально-поведенческих реакций. Контроль за поведением и состоянием здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в ОО.

Преподаватель Центра повышения квалификации Елена Лактионова говорила о медицинской этике и деонтологии в работе с детьми и подростками, работе с «трудными» детьми. Раскрыв тему своего доклада, в завершении она подчеркнула, как важно отмечать успехи ребенка, хвалить его за любые достижения, даже самые маленькие, уважать личность ребенка и его потребность познать этот мир.

Начальник территориального отдела Центра занятости населения по Аскинскому району Ирина Киляева выступила с докладом «Вопросы профессиональной ориентации детей школьного возраста». Она подробно рассказала об услугах ЦЗН, куда входят профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная диагностика и профессиональное информирование населения.

Врач эпидемиолог Городской Клинической больницы № 5 г. Уфы Айсылу Басырова подняла вопросы профилактики случаев инфекции, связанных с оказанием любых видов медицинской помощи, а также случаи инфицирования фельдшера (медсестры) образовательного учреждения.

Докладчик пояснила, что наиболее распространенные возбудители ИСМП могут выживать и сохраняться на поверхности в течение нескольких месяцев и, тем самым, могут быть постоянным источником заражения, если дезинфекция поверхностей проводится нерегулярно. Также озвучила основные направления проведения дезинфекционных мероприятий: обеззараживание рук медицинских работников и кожные покровы пациентов; дезинфекция поверхностей, изделий медицинского назначения, воздуха в помещениях и отходов в медицинском кабинете.

Про общие требования к территории, зданию, помещениям, водоснабжению, микроклимату, естественному и искусственному освещению, режиму образовательного процесса, расписанию уроков, организации медицинского обслуживания обучающихся, режиму образовательного процесса, санитарному состоянию и содержанию в образовательных учреждениях говорила в своем выступлении фельдшер детского поликлинического отделения Городской больницы г. Кумертау Рима Аглеева.

Ильгиз Мухамбетов, врач эпидемиолог ГКБ № 18 г. Уфы, говоря о проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний в условиях образовательного учреждения, подчеркнул, что в организации должны проводиться ежедневные влажные уборки всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток непосредственно перед началом функционирования организации; обработки помещения для приема пищи, санитарных узлов и туалетных комнат; генеральные уборки не реже одного раза в неделю и т.д.

Медицинская сестра отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях Детской городской клинической больницы № 17 г. Уфы Дилара Шайдуллина посвятила свой доклад теме питания.

- Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда, - сказала докладчик. - Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин). В целях контроля качества и безопасности приготовленной пищевой продукции на пищеблоках отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции. Отбор суточной пробы должен осуществляться назначенным ответственным работником пищеблока в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки должны отбираться в количестве не менее 100 г. Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С до +6°С.

Врач-педиатр Городской клинической больницы Демского района г. Уфы Лилия Салахова сделала доклад по организации оздоровления и реабилитации детей и подростков в образовательных учреждениях, внедрению здоровьесберегающих технологий. Она отметила, что осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, родителей. Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Медицинская сестра Детской поликлиники Белебеевской центральной районной больницы Елена Гуйо в докладе «Основные задачи санитарно-просветительной работы фельдшера (медсестры) образовательного учреждения. Методы и средства» рассказала, что на территории муниципального района Белебеевский район РБ расположено 27 образовательных учреждений и в них обучаются - 12043 детей и подростков. Белебеевская ЦРБ использует различные методы и средства организации санитарно-просветительной работы: личные беседы с учащимися, выпуск санбюллетней и статьей в средствах массовой информации, коллективные беседы, лекции, тематические вечера, дискуссии, уроки здоровья, викторины, использование веб-сайтов, показ детям обучающих мультфильмов о здоровом образе жизни. Опыт показывает, что хорошее обучение и понимание возникают тогда, когда средства информации охватывают больше чувств, таких как осязание, зрение и слух. При правильном использовании они вызывают интерес и мотивируют учащихся учиться.

- Средства и методы физической культуры при их рациональном использовании являются факторами гармоничного развития личности, - говорила в своем выступлении на тему «Роль фельдшера (медсестры) образовательной организации в проведении медико-педагогического контроля за уроками физкультуры» преподаватель Центра повышения квалификации Гульнур Юмагулова. - Медицинский контроль - это комплексное медицинское исследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой. Медицинский контроль, медико-педагогический контроль необходим для большей эффективности занятий физической культурой.

О профилактике травматизма детей и подростков в образовательных организациях говорила фельдшер отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Центральной городской больницы г. Сибая Зиля Исмагилова. В ее рекомендации входят:

• организация подвижных игр на переменах с учащимися школы первой ступени;

• разработка бальной системы оценки поведения на переменах учащихся школы второй ступени;

• обучение учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса;

• оборудование кабинетов или уголков по технике безопасности;

• проведение бесед с учащимися;

• организация встреч с работниками ГИБДД, МЧС, полицией на транспорте и с медицинскими сотрудниками;

• участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с
применением современных технологий;

• организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быт;

• создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей;

• совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения.

- Во всем мире вакцинопрофилактика признана как наиболее эффективное, экономичное и доступное средство в борьбе с инфекциями, - начала свое выступление медсестра прививочного кабинета 4 отделения детской поликлиники № 6 г. Уфы Алёна Шатова.- Известно, что затраты на вакцинацию для любой инфекции, эпидемиологическая эффективность которой доказана, примерно в 10 раз меньше затрат на лечение заболевания. Вопросы оценки медицинской и экономической эффективности вакцинопрофилактики постоянно находятся в поле зрения эпидемиологического надзора. Расчеты экономической эффективности в эпидемиологии предполагают увязку произведенных затрат с полученным результатом. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний (нормативно-правовая база, планирование, условия проведения, профилактика поствакцинальных осложнений, вакцинация детей групп «риска», формы медицинской документации).

Римма Солдатова, старшая медсестра консультативно-диагностического отделения Детской поликлиники № 5 г. Уфы, посвятила свое выступление вопросам организации проведения профилактических медицинских осмотров детей и подростков (нормативно-правовая база, планирование, условия проведения, этапы, формы медицинской документации). Она говорила, что на основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра: определяет группу здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних; определяет медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой по форме; направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний. От эффективности профилактической работы медицинской организации во многом зависит здоровье детей. Применение методов санитарно-просветительной работы в деятельности медицинской организации является необходимым условием профессионального выполнения своих функциональных обязанностей и достижение поставленных целей в профилактической работе.

Людмила Иванова, медицинская сестра ООМПНОО Детской больницы г. Стерлитамака, говорила о комплексной оценке состояния здоровья учащихся, критериях оценки, правилах распределения детей и подростков по группам здоровья для занятий физкультурой и спортом.

- Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев – отметила докладчик. - Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры. Распределение школьников по медицинским группам проводит врач-педиатр на основании нормативно-правовых документов. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Фельдшер детской поликлиники Белорецкой ЦРКБ Наталия Казачкова докладывала о подготовке юношей к военной службе. О том, как при обращении в медицинскую организацию юношам допризывного возраста проводится внеочередное амбулаторное или стационарное обследование (лечение); по окончании первоначальной постановки на воинский учет проводится анализ о состоянии здоровья, причины заболеваний, по которым юноши признаны негодными, ограниченно годными, или временно негодными, и многое другое.

Завершилось мероприятие мастер-классом «Основы сердечно-легочной реанимации детей и подростков», который провела преподаватель ГАУ ДПО РБ "Центр повышения квалификации" Кристина Орлова.

Материал Светланы Комковой