Республиканская научно-практическая сестринская конференция «Подведение первых итогов проекта «Школьная медицина», г.Чебоксары

-
Новости

Республиканская научно-практическая сестринская конференция «Подведение первых итогов проекта «Школьная медицина», г.Чебоксары

14.12.2018
Республиканская научно-практическая сестринская конференция «Подведение первых итогов проекта «Школьная медицина», г.Чебоксары
14 декабря 2018 года в актовом зале бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница», г. Чебоксары состоялась Республиканская научно-практическая сестринская конференция «Подведение первых итогов проекта «Школьная медицина» (далее – конференция).

Организаторы конференции: Министерство здравоохранения Чувашской Республики совместно с ОО «Профессиональная ассоциация средних медицинских работников Чувашской Республики».

В работе конференции приняли участие 101 делегат из медицинских организаций республики. Это главные медицинские сестры, старшие медицинские сестры поликлиник, медицинские сестры врачей-офтальмологов, медицинские сестры отделений общей врачебной (семейной) практики, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов медицинских организаций, внештатные специалисты по сестринскому делу региона.

Открыла конференцию И.В. Васильева – заместитель главного врача по медицинской части бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница».

Со словами приветствия в адрес медицинских сестер обратилась внештатный специалист-эксперт Министерства здравоохранения Чувашской Республики по работе со средним медицинским персоналом по специальности «Сестринское дело», главная медицинская сестра бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» А.В. Петрова.

С докладом на тему «Анализ результатов работы проекта «Охрана зрения детей» в рамках программы «Школьная медицина» выступила врач-ординатор бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» А.В. Григорьева.

Анастасия Валерьевна проинформировала, что целью программы «Школьная медицина» (далее – программа) является формирование и реализация системы по профилактики заболеваний органа зрения у несовершеннолетних граждан. Основные задачи программы: организация пунктов охраны зрения в школах и детских дошкольных образовательных учреждениях, оборудованных отечественными медицинскими приборами и оптическими системами для профилактики заболеваний органа зрения, позволяющих контролировать процесс рефрактогенеза в течение всего периода обучения детей; подготовка медицинского персонала школ и детских дошкольных образовательных учреждений для работы в пунктах охраны зрения.

Докладчик рассказала, что перечень основных мероприятий программы включает: организацию работы пунктов охраны зрения в школах и детских дошкольных образовательных учреждениях; комплектацию пунктов охраны зрения современными оптическими приборами; проведение предварительных и профилактических медицинских осмотров детей; проведение курса профилактических мероприятий на базе пунктов охраны зрения; обучение детей упражнениям для глаз; методическое сопровождение организации и функционирования пунктов охраны зрения; организацию и проведение мониторинга состояния здоровья несовершеннолетних граждан – участников проекта.

Докладчик озвучила перспективы проекта «Охрана зрения детей»: увеличение числа детей, охваченных профилактическими мероприятиями по охране зрения; достижение целевых эффективных показателей работы, пунктов охран зрения в школах и детских дошкольных учреждениях; уменьшение числа детей, имеющих рефракционную патологию зрения; повышение работоспособности и правильное формирование зрительного анализатора в условиях интенсивных нагрузок во время учебного процесса; снижение негативного воздействия зрительной нагрузки и предупреждение развития заболевания органа зрения; обеспечение всех общеобразовательных учреждений республики офтальмологическим лечебным оборудованием.

Докладчик говорила об офтальмологическом лечебном оборудовании. Офтальмомиотренажер «Визотроник МЗ», представляет офтальмологический тренажер с расслабляющим эффектом, предназначенный для профилактики и лечения миопии и хронического зрительного утомления. Аппарат для тренировки аккомодации «Ручеек» позволяет увеличить запас относительной аккомодации, тренировать цилиарную мышцу, что является патогномичным для предотвращения развития и прогрессирования миопии. Очки-тренажеры «Лазер-вижн» направлены на улучшение кровообращения в глазах, на обменные процессы и укрепление мышц глаза.

Докладчик подчеркнула, что проект «Охрана зрения детей» позволит: улучшить показатели заболеваемости у детей школьного возраста с рефракционными нарушениями на 20%, в частности миопией; повысить остроту зрения в 80% случаев; улучшить успеваемость в виду полноценного и комфортного восприятия учебной программы.

Доклад «Мировоззрение слепых» представила операционная медицинская сестра бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Л.В. Салдаева.

Лариса Витальевна рассказала, что слепота – это стойкая и необратимая утрата зрения на оба глаза, неспособность отличить свет от темноты. В практическом и социальном смысле понятие слепоты шире: человек считается слепым, когда он утрачивает способность ориентироваться в окружающей обстановке или не имеет изначально этой способности, не может передвигаться без посторонней помощи вне дома. Выделяют понятии бытовой слепоты, относя к этой категории практически слепых лиц; производственной слепоты, когда зрение утрачено до такой степени, что человек не может работать даже при применении различных оптических приборов; профессиональной слепоты, когда зрение понижается до уровня, исключающего возможность выполнения привычной для данного лица работы. В случае слепоты человек становится и считается инвалидом.

Докладчик проинформировала о причинах слепоты. Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных. Потерю зрения у детей и взрослых до пятидесяти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения и возникновения глаукомы.

Докладчик отметила, что информацию об окружающем мире человек получает, в основном, через органы зрения. Однако существуют люди незрячие от рождения. Если пациент ослеп в сознательном возрасте, он мыслит картинками, которые уже успел увидеть и запомнить. Образы возникают перед его глазами после того, как он почувствует знакомый запах или услышит определенный звук. К примеру, такой человек слышит шум воды, и представляет море, реку. Тепло у таких людей часто ассоциируется с небом и ярким солнцем. Человек, потерявший зрение в детстве не может запомнить много информации для создания визуальных образов в голове. Однако он может помнить и понимать значение цвета. В основном, такие пациенты воспринимают мир через звуки, запахи и прикосновения. Люди слепые от рождения воспринимают мир не так, как все остальные. Они никогда не видели глазами каких-либо образов, цветов. Эта часть мозга за ненадобностью у них отключается. Ассоциация между предметом и изображением у них абсолютно отсутствует. Они даже не могут понять выражение «видеть». Слепой от рождения может выучить названия предметов и цветов, но при произношении этих слов у него не возникнет никаких ассоциаций и образов.

Докладчик подчеркнула, что 20-30 лет назад в арсенале слепых и слабовидящих людей были лишь трости, собаки-поводыри и простейшие электронные приборы с голосовой функцией (часы, стационарные телефоны). Современные технологии позволяют незрячим работать на компьютере. Существует программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, брайлевский портативный дисплей, принтеры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, клавиатуры с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой. Сегодня на рынке представлен уже целый ряд инновационных технических средств для реабилитации и адаптации. Это коляски-ступенькоходы, «умные» часы для людей с нарушением слуха, которые реагируют на тревожные звуки, умные очки со светодиодами, сканер-интерпретатор шрифта Брайля и многое другое. Современные технологии могут улучшить жизнь слепых и людей с ослабленным зрением и избавить их от зависимости от окружающих.

С докладом на тему «Аттестация специалистов со средним медицинским образованием» выступила внештатный специалист-эксперт Министерства здравоохранения Чувашской Республики по работе со средним медицинским персоналом по специальности «Сестринское дело», главная медицинская сестра бюджетного учреждения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» А.В. Петрова.

Антонина Владимировна проинформировала, что аттестация специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием проводится по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой специальностей специалистов. Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Аттестация проводится один раз в пять лет. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки на основе результатов квалификационного экзамена, который включает в себя экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста, тестовый контроль знаний и собеседование.

Докладчик рассказала об организации работы аттестационной комиссии, которая состоит из координационного комитета, осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии, включая обеспечение деятельности экспертных групп по специальностям, осуществляющих аттестацию специалистов. Председатель аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, организует ее работу, осуществляет контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии. Заместитель председателя аттестационной комиссии исполняет обязанности ее председателя в его отсутствие. Ответственный секретарь аттестационной комиссии регистрирует поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, формирует материалы для направления в экспертные группы. Председатель экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью экспертной группы, распределяет обязанности между ее членами. Заседания экспертных групп проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. Решение экспертной группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании ее членов. Решение экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами экспертной группы, присутствовавшими на заседании.

Докладчик отметила, что документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем в журнале регистрации документов в день их поступления. Не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации документов экспертной группой проводится их рассмотрение, утверждается заключение на отчет и назначается дата и место проведения тестового контроля знаний и собеседования. Заключение на отчет должно содержать оценку теоретических знаний и практических навыков специалиста. Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее семидесяти календарных дней со дня регистрации документов. Тестовый контроль знаний предусматривает выполнение специалистом тестовых заданий и признается пройденным при условии успешного выполнения не менее 70% общего объема тестовых заданий. Собеседование проводится членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста. По результатам квалификационного экзамена экспертная группа принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории. Не позднее ста двадцати календарных дней со дня регистрации документов ответственный секретарь аттестационной комиссии направляет специалисту выписку о присвоении ему квалификационной категории.

Доклады, представленные на конференции, были заслуженно оценены аудиторией медицинских сестер. Следует отметить, что большинство докладов являлись дебютными, что явилось стартом для дальнейшего развития общения и обмена опытом между медицинскими сестрами в целях улучшения знаний, умений и качества оказания сестринской помощи пациентам.