Важнейшей задачей, которая сейчас стоит перед государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова» (далее – колледж) является повышение качества профессионального образования.
Национальные цели и показатели их достижения, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года», определяют показатель вовлеченности молодежи в деятельность волонтерских организаций до 15%. На базе колледжа функционирует Тобольское местное отделение ВОД «Волонтеры-медики», которое в 2021 году стало победителем Всероссийского конкурса в номинации «Лучшее местное отделение ВОД «Волонтеры-медики». Социальная ответственность колледжа реализуется в работе 19 волонтерских отрядов. Волонтерской деятельностью охвачено не менее 96% обучающихся.
В результате реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в 2019 году колледж стал разработчиком проекта «Новое качество медицинского образования», транслируемого в настоящее время на все медицинские колледжи Тюменской области. В основе проекта лежит формирование ТОП 3 уникальных SoftSkills: клинического мышления, эмоционального интеллекта и коммуникабельности с целью подготовки медицинского работника новой формации, востребованного системой здравоохранения и обществом.
В 2022 году, ознаменованном 80-летием первого выпуска медицинских сестер, студенты экспериментальной группы проекта «Новое качество медицинского образования» получили дипломы по специальности «Сестринское дело».
Опыт включения проектной деятельности в образовательный процесс и синхронизацию этой деятельности с программой профессионального воспитания, а, в частности, опытом подготовки выпускной квалификационной работы представлен студентами Хмелевой Е.П. и Сулеймановой В.А. на тему «Мотивация населения на вакцинацию против COVID-19 в деятельности волонтеров-медиков отряда общественных санитарных инструкторов». В выпускной квалификационной работе студенты изучили определение и методы мотивации населения на вакцинацию против COVID-19, описали роли волонтера-медика в проблематике вакцинации. В своей выпускной работе Елена Петровна и Валерия Андреевна продемонстрировали технологии, применяемые для формирования коллективного иммунитета против COVID-19, и являясь частью проектного офиса получили положительный опыт реализации проектной деятельности.
Практической частью выпускной квалификационной работы стал реализованный авторский проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторыТобМК. Проектная практическая часть выпускной квалификационной работы описывает методы и особенности мотивации населения, применяемые в деятельности волонтерского штаба Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе г.Тобольска на базе колледжа. В процессе реализации проекта студентами распределены роли: Хмелева Е.П. планировала порядок проведения санитарно-просветительной работы и разрабатывала тематические памятки по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19, Сулейманова В.А. принимала непосредственное участие в написании плана по проведению флешмобов по бесконтактному приветствию и обработке рук согласно международным стандартам.
Метод проектов, будучи педагогической технологией, ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на использование и получение новых знаний в процессе исследовательской деятельности. Волонтерская деятельность, организованная в рамках проекта #ОбщественныеСанитарныеИнструкторыТобМК позволила увеличить ряды волонтеров и рекрутировать представителей различных групп населения, в том числе детей и молодежь, которые, после обучения навыкам санитарно-просветительской работы и получения дневника добровольца, смогли самостоятельно проводить мастер-классы по обучению волонтеров навыкам работы в отряде #ОСИ, флешмобы по бесконтактному приветствию и обработке рук, согласно международным стандартам, вести санитарно-просветительную работу с распространением тематических памяток по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19 в своих образовательных организациях, среди близких родственников и семьях, что послужило не только популяризации добровольческого движения, но и повышению грамотности населения в вопросах предупреждения, распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19. При реализации выпускного проекта студенты применяли риск-ориентированный подход.
Бесспорным достоинством работы выступает ведение дневника волонтеров в социальных сетях. О масштабах проделанной работы говорит свод деятельности. Всего за 1,5 года работы в проекте студенты выполнили 25 публикаций в социальных сетях. Особо стоит отметить, что промежуточные результаты работы проекта были представлены 25 марта 2022 года на Региональной научно-практической конференции с международным участием «Современная терапия: новые подходы и актуальные исследования» и заслужили высокую оценку.
Главным социальным эффектом выполнения выпускного проекта стало вовлечение 50 новых волонтеров, а о результативности проектной деятельности студентов свидетельствует повышение уровня вакцинации населения г.Тобольска против COVID-19 до 82% (на 15.06.2022 г.).
В рамках проекта и участия во Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе волонтеры-медики привлекались к проведению профилактических мероприятий в отделении медицинской профилактики государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница №3» (г.Тобольск). В колл-центре больницы принято 104 500 звонков от граждан г.Тобольска, а в регистратуре и на постах неотложной помощи оказана помощь 18 600 жителям.
В ходе реализации проекта проведен конкурс детских рисунков «Мы за здоровое будущее!», тематикой которого стала профилактика новой коронавирусной инфекции. В конкурсе приняли участие школьники муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», муниципального автономного учреждения Центр содействия семейному воспитанию «Дом для детей», автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска». По итогам конкурса выпущена книжка-раскраска и проведено 4 выставки рисунков.
Итоговым мероприятием проекта стал городской праздник для всех возрастных категорий граждан в рамках проведения Масленичной недели с установкой соломенного чучела (вируса) и его последующим сжиганием, проведением двух флешмобов, подведением итогов конкурса рисунков, играми и нескучными подарками.
Проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторы может быть масштабирован и реализован в любом муниципальном образовании Российской Федерации. Результатом выпускной квалификационной работы с применением метода проектов стал проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторы, оформленный в виде конечного продукта.
Применение метода проектов в подготовке выпускных квалификационных работ – это педагогическая технология, предполагающая совокупность креативных методов: исследований, поисковой работы, решение проблемных ситуаций. Преподаватель, осуществляющий руководство выпускной квалификационной работой, выступает в разных ролях: разработчик, координатор, эксперт, консультант. Активное включение обучающихся в разработку и реализацию проекта позволяет им быть активными участниками процесса профессионального воспитания и овладевать новыми способами человеческой деятельности в социокультурной среде.
Общественный заказ в системе здравоохранения направлен на подготовку ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, мобильного, способного в достаточно краткий срок адаптироваться в системе здравоохранения.
Использование проектов как практической составляющей выпускной квалификационной работы студентов медицинских колледжей позволяет продемонстрировать сформированные компетенции и навыки современного специалиста.