Вебинар «Правовая компетентность медицинского работника: от защиты прав пациента к особенностям защиты прав медицинских работников и медицинской организации», г.Санкт-Петербург

-
Новости

Вебинар «Правовая компетентность медицинского работника: от защиты прав пациента к особенностям защиты прав медицинских работников и медицинской организации», г.Санкт-Петербург

28.06.2022
Вебинар «Правовая компетентность медицинского работника: от защиты прав пациента к особенностям защиты прав медицинских работников и медицинской организации», г.Санкт-Петербург
28 июня 2022 года в Санкт-Петербурге на площадке Центра дополнительного профессионального образования «Экстерн» общества с ограниченной ответственностью «Международные Образовательные Проекты» прошел вебинар «Правовая компетентность медицинского работника: от защиты прав пациента к особенностям защиты прав медицинских работников и медицинской организации» (далее – вебинар).

С докладом на тему «Опыт повышения правосознания медицинских работников в медицинской организации» выступила главная медицинская сестра Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница №28 «Максимилиановская» Каларащук А.В.

Алина Владимировна проинформировала, что основные принципы российского здравоохранения предусматривают оказание гражданам качественной и доступной медицинской помощи при гарантированном соблюдении прав пациента. Ключевой критерий качества медицинской помощи – это удовлетворенность пациента качеством этой помощи, то есть субъективное мнение пациента, его родственников и законных представителей о ее качестве. Медицинская сестра как основной субъект оказания медицинской помощи обязана владеть базовыми медикоправовыми знаниями и быть готовой использовать их в конкретных ситуациях своей профессиональной деятельности. Активность пациентов по защите собственных прав возрастает с каждым годом. Эта тенденция подтверждается ростом числа обращений граждан в контролирующие органы по поводу ненадлежащего качества медицинской помощи.

Докладчик отметила, что «регуляторная гильотина» – это инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на регуляторную среду в России.

Алина Владимировна подробно остановилась на изменениях в санитарном законодательстве, обновлении нормативной базы по обороту наркотических и психотропных лекарственных средств и реформе системы допуска к профессиональной деятельности.

Докладчик подчеркнула, что медико-правовая грамотность является неотъемлемой компетенцией медицинских сестер. Это основа трудового законодательства; основа медицинского права (информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство); нормативная база, регламентирующая порядки оказания медицинской помощи; изменения в санитарном законодательстве; нормативно-правовые акты по обороту наркотических и психотропных лекарственных средств; реформа системы допуска к профессиональной деятельности; нормы действующего законодательства.

Доклад «Правовая культура. Нормативно-правовая база обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности» представила ассистент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Цуцунава М.Р.

Марина Рагимовна рассказала, что правосознание медицинского работника – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, правомерном или неправомерном поведении. Правовая культура является совокупностью представлений той или иной общности людей о праве, ее реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Докладчик отметила, что в контексте систем здравоохранения правосознание связано с реализацией прав пациента, что во многом определяется степенью информированности медицинских работников о наличии и механизме правовых гарантий, предоставляемых гражданам при получении медицинской помощи, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации. Столкновение интересов явилось, в частности, следствием применения технократической модели в отношении больных, в особенности безнадежно больных пациентов, что привело к ограничению их прав.

Докладчик говорила, что права пациента – это система положений и норм, указывающих на конкретные возможности граждан, находящихся в роли пациентов. Права пациентов отражают рамки их поведения в медицинской организации, а также определяют некоторые этико-юридические требования к тем, кто оказывает пациенту медицинскую помощь.

Докладчик сделала акцент на том, что ориентироваться в области медицинского права необходимо, так как это поможет медицинским работникам спастись от агрессивных пациентов и их родственников, которые считают, что таким образом они защищают свои права.

На вебинаре были затронуты очень актуальные вопросы правовой компетенции медицинских работников. Данное мероприятие вызвало массу положительных комментариев среди слушателей.