Наставничество – как элемент кадровой политики Республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи, г.Чебоксары

-
Новости

Наставничество – как элемент кадровой политики Республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи, г.Чебоксары

23.04.2022
Наставничество – как элемент кадровой политики Республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи, г.Чебоксары
В период с 2013 по 2018 год поэтапно проходило объединение служб скорой медицинской помощи Чувашии, которое завершилось 01 апреля 2018 года путем слияния двух учреждений. В результате было организовано бюджетное учреждение «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Сегодня в учреждении трудятся 1624 сотрудника, из них 976 медицинских работников (фельдшеров и медицинских братьев/сестер), среди которых 62% – молодые специалисты. Из них 50% не имеют квалификационной категории в связи с небольшим стажем работы для ее получения.

Для поддержки молодых специалистов в учреждении была разработана кадровая политика, важнейшим направлением которой является наставничество.

Цели наставничества: повышение качества подготовки и квалификации медицинского персонала, снижение текучести кадров, формирование грамотного и сплоченного коллектива, оказание качественной и своевременной скорой медицинской помощи населению Чувашской Республики.

Еще до поступления в медицинскую организацию для школьников проводятся  дни открытых дверей, экскурсии по учреждению. Для школьников выпускных классов организуются мастер-классы, что дает возможность повысить престиж профессии и привлечь молодые кадры. Для студентов медицинских колледжей и Вузов предоставляются базы практики с целью формированием интереса к будущей профессии.

При разработке программы наставничества в медицинской организации была изучена нормативная база, регламентирующая наставничество в сфере здравоохранения. Основные документы: Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019г. №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором говорится, что одним из приоритетных направлений развития здравоохранения в Российской Федерации является развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества.

В Указе Президента Российской Федерации от 02 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» отмечено, что данным знаком награждаются лучшие наставники молодёжи из числа высококвалифицированных работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей и других работников образовательных организаций, врачей, работников культуры и деятелей искусства за личные заслуги на протяжении трудовой деятельности не менее пяти лет.

Молодой специалист получает своевременную помощь на этапе адаптации, позволяющую быстрее и проще привыкнуть к учреждению, получает поддержку в решении сложных задач в профессиональном и карьерном развитии. Наставник в свою очередь имеет возможность передачи опыта, чем повышает свой авторитет среди коллег, имеет возможность карьерного роста и поощрение за хорошую работу.

Не каждый сотрудник может быть наставником. Для этого необходимы следующие качества: корпоративность, т.е. быть носителем ценностей корпоративной культуры; системное представление о работе своего подразделения и организации в целом; обладание значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности; желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка; способность обучать, уметь структурировать опыт работы с передачей его для молодого специалиста с четким и последовательным изложением необходимой информации по данным работы обучаемого; способность к конструктивной критике; заинтересованность в успехах молодого специалиста; умение мотивировать других.

В учреждении используются индивидуальные и групповые методы наставничества. Индивидуальные методы наставничества – это совместная работа наставника и молодого специалиста. Групповые – проводят инструкторы симуляционного центра и преподаватели Школы медицины катастроф с привлечением совета фельдшеров медицинской организации. Групповые методы наставничества включают в себя проведение семинаров, мастер-классов и практических занятий с привлечением главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Молодые специалисты, участвуя в этих мероприятиях, повышают свою профессиональную квалификацию. По результатам выполнения программы наставником оформляется отчет о молодом специалисте.

В 2022 году было разработано и внедрено коллективное соглашение между наставниками подстанций скорой медицинской помощи и молодыми специалистами, а также соглашение с первичной профсоюзной организацией учреждения, которая оставляет за собой право поощрения наставников за успешно проделанную работу.

Несмотря на недостаток нормативной базы, руководством учреждения было принято решение о стимулировании наставников. Главным врачом был подписан приказ «О стимулирующих выплатах за применение новейших технологий в работе». Ежемесячно осуществляются выплаты молодым врачам, работающим до трех лет. Организована работа в составе бригады с санитаром или специалистом, принятым на работу на основании допуска и являющимся студентом выпускного курса ВУЗа или медицинского колледжа. Ведется работа с кадровым резервом, который дает возможность карьерного роста молодым специалистам.

По результатам работы в учреждение за прошедший период 2019-2021 года поступило на работу 121 молодой специалист, уволилось из них лишь 7.

32 молодых специалиста награждены грамотами и благодарностями различных уровней. Анализ развития и результатов наставничества показал, что кадровый дефицит среди средних медицинских работников учреждения сократился с 16% до 7%.