28 апреля 2021 года в онлайн формате состоялось заседание Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей Российской Федерации (далее – заседание) в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Роль специалистов со средним медицинским образованием в борьбе с COVID-19», в котором прияли участие свыше 630 слушателей.
Модератором заседания выступила ученый секретарь федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации Гажева А.В.
Перед началом работы заседания с приветственным словом к его участникам обратились: директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Купеева И.А., председатель Совета Директоров Межрегиональной общественной организации содействия развитию среднего профессионального медицинского образования «Совет Директоров средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений», главный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №1» И.В. Бубликова.
Открыло работу заседания видеопоздравление с Днем работника скорой медицинской помощи Президента Союза медицинских профессиональных организаций, главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации в Уральском федеральном округе и Министерства здравоохранения Свердловской области, директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» Левиной И.А.
Доклад «Опыт работы волонтерского отряда Хабаровского государственного медицинского колледжа» представила руководитель волонтерского отряда краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» Путько Е.А.
Елена Александровна рассказала о волонтерском движении в колледже. Добровольческий отряд «Мульти-табс» был сформирован в колледже в 2004 году, отряд «Волонтеры-медики» – в 2017 году. Основная цель деятельности отряда – создание эффективной системы организации добровольческой деятельности в колледже, развитие добровольчества в сфере здравоохранения. Основными задачами отряда являются: создание условий для привлечения как можно большего числа студентов в общественную жизнь и решение проблем колледжа, района, города; популяризация добровольчества для формирования благоприятного общественного мнения, способствующего наиболее полному проявлению добровольческих гражданских инициатив.
Докладчик проинформировала о направлениях работы волонтерских отрядов. «Медицинское» – содействие охране здоровья граждан; работа по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения; организация мероприятий и акций в сфере здравоохранения, организация лекций, уроков здоровья для школьников и студентов. «Патриотическое» – шефство над ветеранами и участниками ВОВ, тружениками тыла, помощь пожилым людям и ветеранам труда и ВОВ. «Спорт и здоровый образ жизни» – пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом; организация спортивных праздников и мероприятий; выпуск стенгазет, буклетов по вопросам ЗОЖ. «Подари улыбку детям» – проведение игровых мероприятий, акций для детей с ограниченными возможностями здоровья проживающих в г.Хабаровске, шефство над домом-интернатом для детей-инвалидов. «Мы за чистый город» – проведение субботников по санитарной очистке территорий, посадка деревьев и цветов, участие в экологических акциях.
Докладчик отметила, что волонтеры оказывали помощь медицинским организациям г.Хабаровска в период пандемии COVID-19. На торжественном мероприятии колледжа состоялось вручение памятных медалей Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации «Студенты-медики против коронавируса».
С докладом на тему «Об опыте волонтёрской (добровольческой) деятельности обучающихся в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский медицинский колледж» Березина И.С.
Ирина Сергеевна рассказала, что воспитательная работа в колледже проводится в следующих направлениях: патриотическое воспитание; гражданско-правовое воспитание; развитие студенческого самоуправления; трудовое воспитание; духовно-нравственное воспитание; приверженность к ЗОЖ; культурно-массовая работа, творческая деятельность и волонтерство.
Докладчик озвучила направления добровольческой деятельности: «Школа деятельной любви» (уход за тяжелобольными пациентами); «Добродея» (помощь в организации и проведении общественно значимых мероприятий); «ЗдравОтряд» (пропаганда здорового образа жизни); «Мир медицинских специальностей» (профориентационная работа среди школьников); «Баюнки здоровья»; «Архивный батальон»; экологическое движение (сбор макулатуры, участие в субботниках); «За жизнь!» (пропаганда жизни и семейных ценностей, профилактика абортов); медико-социальная поддержка пациентов Центра помощи совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями; медико-социальная помощь населению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Ирина Сергеевна акцентировала внимание на волонтерстве в условиях новой коронавирусной инфекции. Студентами колледжа проводился уход за пациентами в отделениях нейрохирургии, травматологии, неврологии и хирургии в ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница», а также проводилась термометрия посетителей детских поликлиник № 1, 2, 3, 4, 5 в г. Северодвинске. Была организована работа в региональном колл-центре. Осуществлялся прием звонков от жителей Архангельской области по круглосуточному номеру 122. Основами волонтерской деятельности являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа.
Докладчик остановилась на перспективах развития волонтерства. В патриотическом направлении: бессмертный полк онлайн, поисковое движение, «Я – Юнармия», сопровождение мероприятий патриотической направленности и просветительная работа, работа по облагораживанию мемориалов. В информационном направлении: организация помощи в поиске информации, формирование контента в социальных сетях, фото- и видеосъемка. В зооволонтерстве: сотрудничество с приютами для животных. В экологическом направлении: сбор вторсырья, макулатуры, отработанных элементов питания; просветительская работа, участие в лесовосстановительных работах. В социальном направлении: участие в акции «Мы вместе» (доставка продуктов питания и медикаментов); сбор средств и предметов первой необходимости для Дома ребенка.
«Организация деятельности органов студенческого самоуправления» – эту тему рассмотрела в своем выступлении заместитель директора по воспитательной работе государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский медицинский колледж» Гилязова Г.Ф.
Гульнара Фатыховна проинформировала, что студенческий совет колледжа является органом студенческого самоуправления и формируется по инициативе студентов с целью учета их мнения по вопросам управления колледжем. Студенческий совет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Татарстан, иных федеральных и региональных министерств и ведомств, а также Уставом колледжа.
Докладчик озвучила цели, поставленные перед студенческим советом: обеспечение реализации прав на участие студентов в управлении колледжем; формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; повышение уровня культуры студентов во всех ее проявлениях, усиление заинтересованности студентов к участию в жизни города, республики и страны. Для достижения поставленных целей докладчиком были обозначены следующие задачи: содействие в формировании нравственных качеств личности будущих специалистов, повышение правовой, социальной, экономической, политической культуры студентов, развитие у них активной гражданской позиции; создание условий для проявления у студентов умений и навыков самоуправления, компетентного и ответственного участия в жизни общества; содействие руководству колледжа в проведении работы с обучающимися, направленной на повышение их сознательности и требовательности к уровню своих знаний, выполнение требований Устава колледжа, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил проживания в общежитии колледжа и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; участие в решении вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных выпускников путем разработки предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом профессиональных интересов обучающихся; содействие в работе по развитию устойчивого интереса к избранной специальности, привития любви к будущей профессии по формированию самосознания в рамках своей специальности; содействие в формировании патриотического отношения к традициям колледжа, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу колледжа; реализация общественно значимых молодежных инициатив; консолидация усилий для вовлечения всех студентов колледжа в мероприятия, проводимые для студенческой молодежи; содействие структурным подразделениям колледжа в проводимых ими аудиторных и внеаудиторных мероприятиях в рамках образовательного процесса; участие во всех направлениях деятельности добровольческого (волонтерского) движения в колледже; содействие руководству колледжа в решении социально-бытовых, досуговых и прочих вопросов, связанных со студенческой жизнью и затрагивающих интересы студентов; организации проведения мероприятий колледжа, направленных на формирование здорового образа жизни среди участников образовательных отношений.
Гульнара Фатыховна подчеркнула, что студенческий совет является платформой для проявления личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.
С докладом на тему «Опыт подготовки кадров среднего и младшего медицинского персонала в период пандемии COVID-19» выступила директор медицинского училища Института сестринского образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Просветова И.С.
Ирина Станиславовна рассказала, что 16 июня 2001 года в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова был создан Институт сестринского образования, в состав которого вошли базовое отделение (медицинское училище) и факультет высшего сестринского образования.
Докладчиком озвучены направления подготовки: сестринское дело на базе основного общего образования, сестринское дело на базе среднего общего образования, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая. Программа дополнительного профессионального образования включает профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Это профессиональное обучение и допуск лиц к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала.
Ирина Станиславовна проинформировала о деятельности Университета в период пандемии COVID-19. В период «Первой волны» с 28.04.2020 года был открыт Центр для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 на 150 коек, далее увеличено до 350. Пролечено – 1700 пациентов. В период «Второй волны» в период с 01.11.2020 года был открыт центр для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 на 200 коек, далее увеличено до 250. Пролечено 2150 пациентов. При этом было задействовано количество среднего и младшего медицинского персонала – 884 человека.
Докладчик отметила, что на протяжении всего времени велась подготовка специалистов среднего звена по программе «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 (36 часов). Всего было обучено 910 специалистов, медицинских сестер – 327 человек; лиц, допущенных к осуществлению медицинской деятельности в клинике Университета в должности медицинской сестры в соответствии с Приказом Минздрава России от 27.06.2016 №419н – 342 человека; медицинских дезинфекторов – 25 человек, санитаров – 216.
Докладчик рассказала, что в период с 26 октября по 30 октября 2020 года была проведена первичная аккредитация выпускников 2020 года. Аккредитация проходила в 2 этапа. Первый этап – тестирование (Экзамус Прокторинг). Второй этап – оценка практических навыков (очно).
Доклад «Роль медицинского колледжа в борьбе с COVID-19» представила директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №7» Бояр Е.А.
Елена Александровна обозначила приоритетную цель деятельности коллектива колледжа. Это обеспечение качественного образования, отвечающего требованиям ФГОС по реализуемым специальностям и запросам медицинских организаций практического здравоохранения г.Москвы. В колледже реализуются две программы подготовки специалистов среднего звена: «Сестринское дело» и «Лечебное дело».
Докладчик отметила, что в соответствии с Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в колледже с 21 марта 2020 года был организован образовательный процесс с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Процесс обучения по ряду дисциплин и профессиональных модулей был переведен на образовательный портал СПО. В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Департамента здравоохранения г.Москвы в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации защита ВКР проводилась с применением дистанционных образовательных технологий на платформе zoom.
Елена Александровна проинформировала, что в период пандемии COVID-19 в медицинских организациях г.Москвы возникла острая потребность в младшем медицинском персонале. По заданию Департамента здравоохранения г.Москвы были разработаны и успешно реализуются программы профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: программа профессионального обучения «Санитар», программа профессионального обучения «Младшая медицинская сестра по уходу за больным»; программа повышения квалификации рабочих и служащих «Особенности деятельности санитарки (буфетчицы) в период пандемии COVID-19»; программа повышения квалификации рабочих и служащих «Организация деятельности младшего медицинского персонала в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
С докладом на тему «Особенности прохождения первичной специализированной аккредитации средних медицинских работников» выступила директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский медицинский колледж» Хисамутдинова З.А.
Зухра Анфасовна рассказала, что аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Процедура аккредитации проходит в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 года №334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
Зухра Анфасовна подробно рассмотрела все этапы проведения процедуры аккредитации, а также ознакомила с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08 февраля 2021 года №58н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, непредусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году».
Доклад «Внедрение передовых технологий и совершенствование образовательной среды ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» представила директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Тюменский медицинский колледж» Макарова М.М.
Марина Михайловна рассказала, что в 2019 году колледж в конкурсном отборе выиграл грант в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных организаций в целях обеспечения их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентноспособности профессионального образования) национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Получение гранта позволило сделать пять мастерских: лабораторный медицинский анализ, медицинский и социальный уход, фармацевтика, стоматология ортопедическая и медицинский массаж. Цель мастерских: практическая подготовка обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Россия.
Докладчик отметила, что наличие мастерских позволило: построить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена; обеспечить подготовку квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями; повысить влияние на рост конкурентноспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Докладчик подчеркнула, что внедрение передовых технологий и совершенствование образовательной среды обеспечивает повышение уровня реализации компетентсного подхода в подготовке специалистов, в основе которого лежит подготовка выпускников – молодых специалистов, способных применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в области здравоохранения.
С докладом на тему «Реалии и перспективы развития цифровых технологий в образовательной организации среднего профессионального образования медицинского профиля» выступил директор бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Медицинский колледж» Боровский И.В.
Игорь Владимирович рассказал, что цифровое общество – это общество равных возможностей для всех, в котором сняты физические, административные и социальные барьеры для самореализации человека благодаря развитию цифровых технологий. Цифровая экономика – это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях.
Докладчик проинформировал об основных причинах, препятствующих развитию цифровых технологий в образовательных организациях: недостаточное финансирование, низкая квалификация педагогов в вопросах ИКТ, слабое развитие инфраструктуры, несоответствие уровня цифровых технологий и продуктов конкретным педагогическим задачам, неготовность общества к технологическим новшествам, привычка людей работать по старинке.
Докладчик отметил, что цифровизация образования способствует доступности и повышению качества образования: в отдаленных сельских районах, для детей с ограниченными возможностями, длительно болеющими, при выстраивании индивидуальной образовательной траектории. Цифровые технологии помогают преподавателю сократить время на чтение лекций, проведение опросов и иных традиционных репродуктивных методов обучения и отдать его на интерактивные формы обучения путем внедрения цифровой дидактики. Цифровая дидактика позволяет осмысленно и эффективно использовать современные цифровые технологии и средства в образовательном процессе если есть четкое понимание всеми субъектами образовательного процесса ответа на вопросы: «Для чего и почему используется тот или иной цифровой инструмент?».
Докладчик рассказал, что образовательный ресурс «Консультант студента» для студентов медицинских колледжей является электронной библиотечной системой, предоставляющей доступ через сеть Интернет к электронным версиям учебной, научной литературы и дополнительным материалам. Библиотека постоянно обновляется, помимо учебных изданий добавляются медицинские периодические издания. В прошлом учебном году библиотека предоставляла доступ к 930 электронным изданиям (из них 585 – это учебные издания, 345 – периодические издания).
В завершение заседания состоялось подведение его итогов.