26 марта 2021 года состоялась онлайн-конференция «Медицинская сестра и врач. Противостоять нельзя сотрудничать. Эффективное взаимодействие медсестры и врача» (далее – конференция) в рамках VII Международного саммита медицинских сестер «Сестринское дело. Новая реальность».
Модератором конференции выступил руководитель отдела обучения и развития негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Высшая медицинская школа» Москвин А.Н.
Организатор: Высшая медицинская школа при непосредственном участии Союза медицинских профессиональных организаций.
В условиях пандемии коллективы медицинских организаций испытывают высокую рабочую нагрузку, что в свою очередь повышает потребность в эффективном взаимодействии между специалистами разных категорий. Учитывая наличие нередких проблем в коммуникациях медицинских сестер и врачей, вопрос командного взаимодействия становится еще острее и влечет снижение качества оказываемых медицинских услуг. На конференции были рассмотрены вопросы повышения эффективности лечения и ухода за пациентами путем выстраивания профессиональной коммуникации между средним медицинским персоналом и врачами.
Доклад «Взаимодействие врач-медицинская сестра. Реалии современного лечебного учреждения. Опыт Израиля» представила RN, DNP, MPH, старшая медицинская сестра, специалист по диабетологии, магистр общественного здравоохранения, Израиль Мириям Шпигельман.
Мириям Шпигельман рассказала об обязанностях медицинской сестры: защита прав пациента, сбор сестринского анамнеза, доклад врачу о симптомах и результатах обследования, оказание медицинской помощи в зависимости от состояния больного, выполнение назначений врача и обратная связь с врачом, уход и наблюдение за больным, его состоянием и результатами лечения, информирование пациентов для предотвращения болезней, соблюдение этических норм и лечение по нормам доказательной сестринской практики, соблюдение директив и стандартов лечения для предупреждения сестринских ошибок.
Докладчик проинформировала о совместных обязанностях врача и медицинской сестры: оказание медицинской помощи; обеспечение безопасности больного; предотвращение медицинских ошибок; построение командной работы; распределение обязанностей; проговаривание ожиданий и коллегиальный подход; коммуникация, обеспечивающая открытый диалог и взаимодействие.
Докладчик озвучила главные причины неэффективной коммуникации: недостаточная квалификация и компетентность медицинских сестер, недостаток знаний и опыта (63% медицинских сестер), нехватка персонала, выполнение чужих полномочий, чувство неоцененности, злоупотребление властью со стороны врача, гендерные отличия, неисполнений назначений врача, личные качества врача, почерк врача. Опрос 20000 медицинских сестер показал, что наличие психологических барьеров между медицинскими работниками в коллективе препятствует эффективному оказанию помощи, снижает удовлетворенность работой и способствует появлению желания сменить место работы.
Докладчик говорила о главных типах отношений между врачами и медицинскими сестрами. Это партнерские коллегиальные отношения, отношения «наставник-ученик», отношения «начальник-подчиненный», враждебные отношения, командная модель отношений.
Докладчик рассказала о ценностях израильских медицинских сестер: равенство, справедливость, взаимопомощь, пациентоориентированность, партнерство в работе со всеми медицинскими специальностями, стремление к усовершенствованию, активная позиция.
Докладчик проинформировала о принципах решения конфликта методом сотрудничества: рассматривать личность партнера отдельно от проблемы; выдерживать уважительную, равную позицию; анализировать интересы собеседника; атаковать проблему совместно, а не личность партнера; совместно придумывать различные варианты решения проблемы.
Докладчик подчеркнула, что в медицинских организациях Израиля взаимоотношения между медицинскими сестрами и врачами определяют эффективность внутренней коммуникации и являются одним из ключевых элементов, определяющих качество медицинской помощи.
С докладом на тему «Эффективная коммуникация в командной работе медицинской сестры и врача» выступил руководитель отдела обучения и развития негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Высшая медицинская школа» Москвин А.Н.
Антон Николаевич рассказал, что команда – это группа людей, работающая на достижение общей цели, которая не может быть достигнута в одиночку.
Докладчик озвучил признаки эффективной команды: обеспечение высокого качества результата, повышение производительности, реакция на изменение внешней среды, соблюдение интересов членов команды и проинформировал об этапах формирования команды: объединение, столкновение, становление, отдача.
Докладчик отметил, что ускоряет формирование команды: ценность знаний, навыков, опыта, качеств каждого члена команды; готовность прилагать усилия для достижения общих целей; эффективная коммуникация.
Докладчик рассказал о коммуникации в команде и озвучил основные ее принципы: помните сами и напоминайте про общность целей; договаривайтесь о правилах взаимодействия; проверяйте взаимное понимание; оперативно реагируйте на обращение коллег; высказывайте свое экспертное мнение; оперативно делитесь важной информацией; не избегайте острых вопросов, если они влияют на командную работу; аргументируйте отказ или несогласие; обращайтесь за помощью и предлагайте помощь; конструктивно предоставляйте обратную связь и конструктивно принимайте критику; благодарите за сотрудничество.
Докладчик рассказал о сложностях, которые могут возникнуть в команде: недоверие, предвзятое отношение, отстраненность от общих целей, отказ от сотрудничества, большая разница в стилях общения, эксплуатация открытости и желании сотрудничать, нарушение личных границ.
Докладчик проинформировал о принципах формирования позитивной атмосферы в команде: проявление уважения к профессиональной роли коллег; принятие различий в манере поведения, привычках; проявление доверия; интерес к мнением коллег; делать комплименты, дарить подарки; делиться; формирование командных традиций; проявление эмпатии; не избегать неформального общения.
Доклад «Значимость медицинской сестры в командной работе» представила президент Региональной общественной организации медицинских сестер, г.Москвы Калинина И.Г.
Ирина Геннадьевна проинформировала о роли медицинской сестры в современном здравоохранении. Это важнейшая составная часть системы здравоохранения и самая многочисленная категория работников здравоохранения.
Докладчик отметила, что имеет место дефицит среднего медицинского персонала, высокая трудовая нагрузка, эмоциональное выгорание и уход из профессии.
Докладчик говорила о проблемах специалистов со средним профессиональным образованием и высшим сестринским образованием в образовании: низкий уровень подготовки специалистов, низкая мотивация к обучению и профессиональному развитию, отсутствие связи полученного образования с выполняемыми функциями, отсутствие стимулирования к повышению профессиональных компетенций, отсутствие сестринских исследований, отсутствие доказательных сестринских руководств.
Докладчик проинформировала о проблемах специалистов со средним профессиональным образованием и высшим сестринским образованием на рабочих местах: отсутствие карьерного роста, отсутствие возможности применять полученные знания, профессиональное выгорание, не пересмотрена номенклатура должностей.
Докладчик озвучила плюсы командной работы: объединение навыков и знаний, возможность вместе учиться, установление прочных связей, взаимная поддержка и взаимовыручка, взаимная мотивация и вдохновение, творческий подход и рост творческого потенциала, разделение ответственности за общий результат, повышение ценности вклада каждого участника, удовлетворение и признание.
Докладчик рассказала, что командная работа в лечебной бригаде обеспечивает: сокращение числа врачебных ошибок, улучшение качества оказания медицинской помощи, повышение удовлетворенности пациентов уровнем оказания медицинской помощи, повышение удовлетворенности медицинского персонала качеством выполняемой работы.
Докладчик проинформировала, что наставничество обеспечивает: ускорение процесса адаптации нового сотрудника, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять задачи, усвоение и принятие элементов корпоративной культуры, традиций и правил поведения.
Докладчик говорила о задачах руководителя сестринской службы: отбор на этапе подбора кадров, усиление роли руководителей в создании атмосферы открытости и доверия, регулярные встречи коллектива с разбором конкретных ситуаций взаимодействия, получение обратной связи от сотрудников, развитие и поддержание корпоративной культуры, непрерывное обучение навыкам коммуникативных компетенций и конфликтологии.
«Позиционирование медсестры в коллективе. Как показать свою профессиональную значимость и отстоять личные границы» – эту тему рассмотрела в своем выступлении тренинг-менеджер по обучению медицинских специалистов негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Высшая медицинская школа» Шеренкова А.С.
Алена Сергеевна рассказала слушателям о треугольнике Карпмана. Согласно данной модели, любые отношения подразумевают зависимость и манипуляции. При этом каждый участник таких отношений, чтобы манипулировать другими, занимает одну из 3 психологических ролей. Жертва – это страдающая сторона. Жертва делает акцент на своих неудачах, подробно объясняя, кто и почему в них виноват. Преследователь считает, что всегда прав, поэтому старательно навязывает свою правоту. Любое несогласие вызывает у него агрессивную реакцию. Спаситель старательно изображает понимание и сопереживание, всегда занимает сторону жертвы, поддерживает её и постоянно обещает помочь. Если помогает, то старается максимально прорекламировать свою доброту. Треугольник Карпмана – это своего рода игра, в которой у каждого имеется собственная роль. Между жертвой и агрессором завязывается конфликт, спаситель занимает сторону жертвы. Иногда подобные отношения могут длиться много лет, но бывает и так, что участники треугольника меняются ролями. Вчерашняя жертва может превратиться в агрессора, а агрессор – в спасителя.
Докладчик говорила о личных границах. Это безоговорочное право быть собой, проживать свои чувства, хотеть чего то или нет. И транслировать это другим, дабы защищать свои интересы, рассказывать о своих желаниях и потребностях. Виды личных границ в деловых отношениях: физические, эмоциональные, временные, личное пространство (рабочий стол, компьютер, шкаф), рабочее пространство (обязанности и полномочия). Отстаивать границы в деловых отношениях не менее важно, чем в личных. Коллеги имеют право знать какая коммуникация для конкретного работника приемлема, а какая недопустима.
Докладчик рассказала, как выставлять данные границы. Необходимо спросить себя, что меня раздражает в отношении руководства, коллег, что ранит, что рождает дискомфорт. В каком случае можно проявлять гибкость, а при каких обстоятельствах настаивать на своем. Какой рабочий график работы приемлем и какие обязанности возможно выполнять. Необходимо сообщить, что Вас не устраивает руководителю и коллегам. Необходимо учиться говорить другим людям «нет». Важно использовать технику «пересказ просьбы».
Докладчик проинформировала как построить эффективные коммуникации с коллегами: определите, в какой роли Вы находитесь чаще всего; выясните в чем выгода выбранной роли и чего Вы лишитесь, выйдя из образа; поменяйте деструктивную роль на конструктивную; корректно отстаивайте свои личные границы и не нарушайте чужие; проявляйте инициативу.
В завершении конференции состоялась дискуссия, где были подведены ее основные итоги.
Фото- и видеоматериалы использованы с сайта
https://nmoms.ru