Волонтерский студенческий проект как компонент программы профессионального воспитания Тобольского медицинского колледжа имени Володи Солдатова

Важнейшей задачей, которая сейчас стоит перед государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова» (далее – колледж) является повышение качества профессионального образования.

Национальные цели и показатели их достижения, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года», определяют показатель вовлеченности молодежи в деятельность волонтерских организаций до 15%. На базе колледжа функционирует Тобольское местное отделение ВОД «Волонтеры-медики», которое в 2021 году стало победителем Всероссийского конкурса в номинации «Лучшее местное отделение ВОД «Волонтеры-медики». Социальная ответственность колледжа реализуется в работе 19 волонтерских отрядов. Волонтерской деятельностью охвачено не менее 96% обучающихся.

В результате реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в 2019 году колледж стал разработчиком проекта «Новое качество медицинского образования», транслируемого в настоящее время на все медицинские колледжи Тюменской области. В основе проекта лежит формирование ТОП 3 уникальных SoftSkills: клинического мышления, эмоционального интеллекта и коммуникабельности с целью подготовки медицинского работника новой формации, востребованного системой здравоохранения и обществом.

В 2022 году, ознаменованном 80-летием первого выпуска медицинских сестер, студенты экспериментальной группы проекта «Новое качество медицинского образования» получили дипломы по специальности «Сестринское дело».

Опыт включения проектной деятельности в образовательный процесс и синхронизацию этой деятельности с программой профессионального воспитания, а, в частности, опытом подготовки выпускной квалификационной работы представлен студентами Хмелевой Е.П. и Сулеймановой В.А. на тему «Мотивация населения на вакцинацию против COVID-19 в деятельности волонтеров-медиков отряда общественных санитарных инструкторов». В выпускной квалификационной работе студенты изучили определение и методы мотивации населения на вакцинацию против COVID-19, описали роли волонтера-медика в проблематике вакцинации. В своей выпускной работе Елена Петровна и Валерия Андреевна продемонстрировали технологии, применяемые для формирования коллективного иммунитета против COVID-19, и являясь частью проектного офиса получили положительный опыт реализации проектной деятельности.

Практической частью выпускной квалификационной работы стал реализованный авторский проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторыТобМК. Проектная практическая часть выпускной квалификационной работы описывает методы и особенности мотивации населения, применяемые в деятельности волонтерского штаба Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе г.Тобольска на базе колледжа. В процессе реализации проекта студентами распределены роли: Хмелева Е.П. планировала порядок проведения санитарно-просветительной работы и разрабатывала тематические памятки по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19, Сулейманова В.А. принимала непосредственное участие в написании плана по проведению флешмобов по бесконтактному приветствию и обработке рук согласно международным стандартам.

Метод проектов, будучи педагогической технологией, ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на использование и получение новых знаний в процессе исследовательской деятельности. Волонтерская деятельность, организованная в рамках проекта #ОбщественныеСанитарныеИнструкторыТобМК позволила увеличить ряды волонтеров и рекрутировать представителей различных групп населения, в том числе детей и молодежь, которые, после обучения навыкам санитарно-просветительской работы и получения дневника добровольца, смогли самостоятельно проводить мастер-классы по обучению волонтеров навыкам работы в отряде #ОСИ, флешмобы по бесконтактному приветствию и обработке рук, согласно международным стандартам, вести санитарно-просветительную работу с распространением тематических памяток по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19 в своих образовательных организациях, среди близких родственников и семьях, что послужило не только популяризации добровольческого движения, но и повышению грамотности населения в вопросах предупреждения, распространения новой коронавирусной инфекции и пропаганде значимости вакцинации против COVID-19. При реализации выпускного проекта студенты применяли риск-ориентированный подход.

Бесспорным достоинством работы выступает ведение дневника волонтеров в социальных сетях. О масштабах проделанной работы говорит свод деятельности. Всего за 1,5 года работы в проекте студенты выполнили 25 публикаций в социальных сетях. Особо стоит отметить, что промежуточные результаты работы проекта были представлены 25 марта 2022 года на Региональной научно-практической конференции с международным участием «Современная терапия: новые подходы и актуальные исследования» и заслужили высокую оценку.

Главным социальным эффектом выполнения выпускного проекта стало вовлечение 50 новых волонтеров, а о результативности проектной деятельности студентов свидетельствует повышение уровня вакцинации населения г.Тобольска против COVID-19 до 82% (на 15.06.2022 г.).

В рамках проекта и участия во Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе волонтеры-медики привлекались к проведению профилактических мероприятий в отделении медицинской профилактики государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница №3» (г.Тобольск). В колл-центре больницы принято 104 500 звонков от граждан г.Тобольска, а в регистратуре и на постах неотложной помощи оказана помощь 18 600 жителям.

В ходе реализации проекта проведен конкурс детских рисунков «Мы за здоровое будущее!», тематикой которого стала профилактика новой коронавирусной инфекции. В конкурсе приняли участие школьники муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», муниципального автономного учреждения Центр содействия семейному воспитанию «Дом для детей», автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска». По итогам конкурса выпущена книжка-раскраска и проведено 4 выставки рисунков.

Итоговым мероприятием проекта стал городской праздник для всех возрастных категорий граждан в рамках проведения Масленичной недели с установкой соломенного чучела (вируса) и его последующим сжиганием, проведением двух флешмобов, подведением итогов конкурса рисунков, играми и нескучными подарками.

Проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторы может быть масштабирован и реализован в любом муниципальном образовании Российской Федерации. Результатом выпускной квалификационной работы с применением метода проектов стал проект #ОбщественныеСанитарныеИнструкторы, оформленный в виде конечного продукта.

Применение метода проектов в подготовке выпускных квалификационных работ – это педагогическая  технология,  предполагающая совокупность  креативных  методов:  исследований,  поисковой  работы,  решение проблемных ситуаций. Преподаватель, осуществляющий руководство выпускной квалификационной работой, выступает в разных ролях: разработчик, координатор, эксперт, консультант. Активное включение обучающихся в разработку и реализацию проекта позволяет им быть активными участниками процесса профессионального воспитания и овладевать новыми способами человеческой деятельности в социокультурной среде.

Общественный заказ в системе здравоохранения направлен на подготовку ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, мобильного, способного в достаточно краткий срок адаптироваться в системе здравоохранения.

Использование проектов как практической составляющей выпускной квалификационной работы студентов медицинских колледжей позволяет продемонстрировать сформированные компетенции и навыки современного специалиста.