Заседание Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей России в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним медицинским образованием: проблемы и перспективы развития», г.Самара

9 октября 2021 года в Самаре на площадке государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» в онлайн-формате прошло заседание Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей России (далее – заседание) в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в профессиональном развитии специалистов со средним медицинским образованием: проблемы и перспективы развития».

Цель заседания: обсуждение актуальных проблем преподавания в современном образовании и пути их решения.

Президиум заседания представляли: главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой сестринского дела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. Двойников С.И.; директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Ярочкина Н.В.

Открыл работу мероприятия доклад модератора заседания, главного специалиста по управлению сестринской деятельностью Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, Председателя Совета Директоров Межрегиональной общественной организации содействия развитию среднего профессионального медицинского образования «Совет Директоров средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений», директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №1» Бубликовой И.В. на тему «Современная государственная политика в сфере профессионального образования – основа кадровой синхронизации развития экономического роста, повышения качества жизни в регионах России».

В своем докладе Ирина Владимировна рассмотрела современное состояние профессионального медицинского образования, возможности и риски для медицинских и фармацевтических колледжей, основные направления развития профессионального медицинского образования в настоящее время.

Докладчик озвучила сильные стороны системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования и направления развития среднего профессионального медицинского образования Российской Федерации.

Ирина Владимировна отметила, что подготовка современного специалиста-медика среднего звена требует улучшения материально-технической базы образовательных учреждений и повышение квалификации руководящего и преподавательского состава в соответствии с современными требованиями.

Докладчик подчеркнула, что синхронизация системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики в целом – одна из основных задач развития системы среднего профессионального образования.

С докладом на тему «Педагогические основы повышения квалификации медицинских работников среднего звена» выступила директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский медицинский колледж», д.м.н. Хисамутдинова З.А.

Зухра Анфасовна в своем выступлении подробно остановилась на анализе различных педагогических методологий, применяемых в рамках непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Докладчик проинформировала о непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании в России; принципах построения системы непрерывного медицинского образования и ее преимуществах; теории обучении взрослых; принципах реализации дополнительного профессионального образования медицинских работников среднего звена; подходах при реализации дополнительного профессионального образования медицинских работников среднего звена; типах мотивов к обучению; отличительных особенностях педагогики и андрагогики; технологии обучения и воспитания в андрагогике; андрагогических закономерностях; психологических особенностях обучения работников; рекомендациях преподавателям при обучении на циклах повышения квалификации средних медицинских работников.

Зухра Анфасовна актуализировала основные проблемы и перспективы дальнейшего профессионального развития.

Доклад «Системное развитие среднего медицинского профессионального образования» представила директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Ярочкина Н.В.

В ходе доклада Надежда Викторовна сформулировала основные составляющие деятельности медицинского колледжа, необходимые для его развития и качественной подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

Докладчик рассказала, что система образовании в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Докладчик рассказала о системном развитии среднего медицинского профессионального образования в Российской Федерации; единстве образовательного пространства; драйверах развития системы образования; сценариях развития среднего профессионального образования; трендах развития профессионального образования; участии работодателей в образовательном процессе; непрерывном профессиональном развитии; векторах системного развития профессионального образования.

Надежда Викторовна актуализировала основные проблемы и представила алгоритмы их решения.

«Новые подходы к совершенствованию системы дополнительного образования в современных условиях» – эту тему раскрыла в своем докладе главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Центрального федерального округа и Рязанской области, Председатель Совета директоров медицинских и фармацевтических учреждений среднего профессионального образования Центрального федерального округа, директор областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж», к.м.н. Литвинова Н.И.

Наталья Ивановна в своем докладе дала практические рекомендации по оптимизации системы непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием и актуализировала основные проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Докладчик рассказала об организации процесса дополнительного профессионального образования на основе модульного и интегрированного подходов; национальном проекте «Демография»; организации процесса дополнительного профессионального образования на основе контекстного подхода; организации процесса дополнительного профессионального образования на основе квалимитрического подхода.

Докладчик проинформировала, что учебно-методический центр непрерывного медицинского образования осуществляет: анализ потребностей заказчиков (мониторинг потребностей); формирование педагогического дизайна продуктов – выбор целей обучения и образовательных форматов на основе оценки образовательных потребностей; анализ оценки программы – оценки каждого вида деятельности и всей программы непрерывного медицинского образования на основе целей и задач обучения; анализ деятельности – использование данных о деятельности медицинского работника в качестве мерила оценки потребностей и результатов образования; обеспечение эффективного общения со всеми сотрудниками для обеспечения высокого качества программы.

Доклад «Совершенствование первичной и специализированной аккредитации специалистов среднего звена» представила директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ставропольского края «Кисловодский медицинский колледж» Гоженко К.Н.

В ходе своего доклада Констанция Николаевна представила результаты практического опыта проведения процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации на базе Кисловодского медицинского колледжа.

Докладчик актуализировала основные проблемы и представила пути их решения: увеличение пропускной способности сети Интернет; приведение материально-технической базы аккредитационно-симуляционного центра в полное соответствие с установленными требованиями; оперативное взаимодействие с методическим центром аккредитации специалистов; включение алгоритмов в образовательный процесс; внесение аккредитационных материалов в программу текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; усиление контроля за прохождением репетиционного тестирования; создание учебно-методических пособий и обучающих видеоматериалов для поддержки выпускников.

Докладчик говорила о возможных рисках при дистанционном медицинском образовании: отсутствие контроля усвоения материала; ограничение общения с преподавателем, а значит, если в ходе обучения возникают профессиональные вопросы, то их некому задать, либо нет возможности и времени у преподавателя ответить всем; отсутствие механизма контроля актуальности и научности учебного материала.

С докладом на тему «Инновационные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в медицинском колледже» выступила главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Республики Ингушетия, директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ингушский медицинский колледж имени А.И. Тутаевой» Озиева З.Я.

В своем докладе Зоя Яхьяевна подробно рассказала об инновационных подходах, которые педагоги колледжа считают необходимыми для подготовки и развития специалистов со средним медицинским образованием.

Докладчик проинформировала, что технология развивающего обучения «Портфолио» является инновационной в дидактике и представляет собой систему оценки и отслеживания успехов студента, дает возможность студенту дать самооценку собственного творческого труда. В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются умения систематизировать, обобщать, сравнивать, планировать, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией. Помимо накопительной функции портфолио отражает динамику развития студентов и результаты его самореализации.

Докладчик рассказала, что модель профессиональной подготовки, предлагающая в качестве результата сформированную компетентность, находит отражение в написании выпускной квалификационной категории. Занятие исследовательской работой вырабатывает у студентов системное мышление, умение анализировать, иметь самостоятельное суждение. Важным фактором развития самостоятельности студентов является активность преподавателя, его профессиональное мастерство, умение заставлять думать и принимать решения.

Докладчик подчеркнула, что применение симуляционных технологий позволяет повысить безопасность учебного процесса, совершенствовать уровень профессионального мастерства и практических навыков студентов на учебном этапе, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к медицинской деятельности.

С докладом на тему «Технологии и методы совершенствования непрерывного медицинского образования, как условие повышения качества подготовки и конкурентоспособности средних медицинских кадров» выступил директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский медицинский колледж», к.м.н. Алексеев Д.А.

В своем докладе Дмитрий Афанасьевич рассмотрел возможность использования инновационных технологий в работе медицинского колледжа, направленных на непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским образованием, на примере практического опыта.

Докладчик рассказал, что Якутский медицинский колледж разработал компетенцию «Лечебная деятельность»; является участником в компетенциях WorldSkills Russia; принимал участие в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Докладчик проинформировал о рисках, влияющих на результат непрерывного медицинского образовании в Республике Саха (Якутия): территориальная отдаленность и недостаточная скорость интернета в отдаленных и труднодоступных районах; возрастной состав слушателей и недостаточная грамотность их по цифровым технологиям; ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией COVID-19 на выезды в районы.

Доклад «Сетевые формы обучения в реализации непрерывного медицинского образования» представила старший методист Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №1» Гапонова З.В.

В ходе своего доклада Зоя Владимировна подробно рассмотрела варианты и особенности сетевых форм обучения в дополнительном образовании специалистов сестринского дела.

Докладчик проинформировала, что образовательная деятельность по сетевой образовательной программе осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

Докладчик рассказала, что освоение части сетевой программы в организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой программы и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.

Докладчик отметила, что финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы определяется договором о сетевой форме. Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и предоставление ресурсов для ее реализации.

Доклад «Цифровая трансформация системы профессионального образования» представил директор бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Медицинский колледж», д.м.н. Боровский И.В.

В своем докладе Игорь Владимирович рассмотрел возможности использования современных цифровых технологий в работе медицинского колледжа, направленных на непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским образованием.

Докладчик рассказал, что актуальность и значимость цифровизации профессионального образования вызвана необходимостью адаптации системы к запросам цифровой экономики и цифрового общества, становление которых – глобальные тренды современной эпохи.

Докладчик проинформировал, что в ближайших задачах планируется увеличение вариативности различных интерактивных цифровых дидактических средств, обеспечивающих максимально эффективное решение конкретных педагогических задач. Приобретена программа I Spring Suit 10 – пакет программных инструментов, позволяющих создавать современный учебный контент для электронного и дистанционного обучения (курсы, тексты, интерактивные материалы и тренажеры).

В завершении заседания главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой сестринского дела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. Двойников С.И. подвел основные итоги работы конференции.

 

 

Видео

 

Фото